Масштабная ретроспектива фотографий Михаила Прехнера в Мультимедиа Арт Музее
До недавнего времени имя Михаила Прехнера было известно разве что специалистам по истории советской конструктивистской фотографии. Он погиб молодым, в августе 1941, снимал отход советских частей от занятого немцами Таллина. Но и тридцати прожитых лет оказалось достаточно, чтобы сделаться классиком. Если эпохе энтузиастов требовался идеальный хроникер, то таковым как раз и был Прехнер. При жизни он участвовал во всех предвоенных выставках советской фотографии за рубежом, получал награды. Первую посмертную персональную экспозицию мастера в Москве удалось организовать только в 2008 году на основе семейного архива. Сегодня масштабную ретроспективу Михаила Прехнера представил столичный Мульти Медиа Арт Музей – более полутора сотен работ. Рассказывают "Новости культуры".
"Фотография – это была... ну, как сказать, страсть. Я не знаю, можно ли так сказать, но он с детства был влюблен в фотографию. Он начал очень рано фотографировать просто так, лет в двенадцать", – вспоминает Наталья Хренова, дочь Михаила Прехнера.
В семнадцать, рассказывает она, уже работал в редакции "Говорит Москва" в качестве фотографа. Позже сотрудничал с другими изданиями. Ему доверяли снимать военные парады на Красной площади, Чрезвычайный съезд советов.
"Он был корреспондентом, как теперь говорят. В общем, на этом съезде одним из корреспондентов от "Правды" или от "Известий". Вот он снимал на трибуне, и там они сидели в зале. Как-то поймал этот момент", – продолжает Наталья Хренова.
Роковым моментом для Прехнера стала командировка в Таллинн в 1941 году. Во время бомбежки он погиб. После войны демонстрировать работы модерниста и конструктивиста Михаила Прехнера было неудобно: его фотографии, без малейшего оттенка соцреализма слишком выделялись.
"Машины времени не существует" – это утверждение опровергают работы Михаила Прехнера. И дело не только в том, что они показывают, какими были беззаботные мальчишки в те далекие 1930-е, на каких троллейбусах ездили на работу, какие автомобили смотрели по выходным на выставках. Его фотографии создают ощущение присутствия в том самом времени.
Быть может, это связано с тем, что Прехнеру всегда нужно было уловить "дыхание мира", говорят специалисты. Его собственный взгляд, его адаптация реальности – мягкая, солнечная, даже если этого солнца и нет на самой фотографии. Прехнер снимал много массовых сцен, но при этом у каждого в толпе свое лицо. Свой особый подход и в спорте – излюбленной теме мастеров мирового модернизма – Александра Родченко, Лени Рифеншталь, которая, кстати, училась ракурсам и подходу модернизма у советской фотографии.
"Вот такого мальчика ни у кого нет. Он должен лететь вниз, вы понимаете, а летит он вверх с такой невероятной силой и с такой беззащитностью! Но важно, что не мальчик лететь собрался, а важно, что Прехнер на самом деле, а ему на тот момент было 23 года, это поймал, он это удержал", – подчеркивает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Даже починка сетей у Прехнера превращается в произведение, полное ассоциаций.
"Сделать вот эту знаменитую родченковскую диагональ такой летучей. Потому что Прехнер – это классическая, жёстская эстетика, реальность. Модернистская эстетика и, казалось бы, все ее элементы есть у Прехнера, но они не прямые, они плавучие. Посмотрите, вот эти сети. Кажется, что это волна, она просто дышит", – добавляет Ольга Свиблова.
Эти работы одного из классиков русского модернизма и конструктивизма Михаила Прехнера специалисты искали 16 лет. Авторские отпечатки и негативы – из личной коллекции его дочери Натальи Хреновой. Долгое время они хранились в простом деревянном чемодане.
Новости культуры