30 января 2013, 09:53 30 января 2013, 10:53 30 января 2013, 11:53 30 января 2013, 12:53 30 января 2013, 13:53 30 января 2013, 14:53 30 января 2013, 15:53 30 января 2013, 16:53 30 января 2013, 17:53 30 января 2013, 18:53 30 января 2013, 19:53

Масштабная ретроспектива фотографий Михаила Прехнера в Мультимедиа Арт Музее

  • Масштабная ретроспектива фотографий Михаила Прехнера в Мультимедиа Арт Музее
  • Картинка
    Масштабная ретроспектива фотографий Михаила Прехнера в Мультимедиа Арт Музее
  • Масштабная ретроспектива фотографий Михаила Прехнера в Мультимедиа Арт Музее
Классик советской фотографии, парадоксальным образом почти неизвестный. Ретроспективу работ Михаила Прехнера представляет Мультимедиа Арт Музей.

До недавнего времени имя Михаила Прехнера было известно разве что специалистам по истории советской конструктивистской фотографии. Он погиб молодым, в августе 1941, снимал отход советских частей от занятого немцами Таллина. Но и тридцати прожитых лет оказалось достаточно, чтобы сделаться классиком. Если эпохе энтузиастов требовался идеальный хроникер, то таковым как раз и был Прехнер. При жизни он участвовал во всех предвоенных выставках советской фотографии за рубежом, получал награды. Первую посмертную персональную экспозицию мастера в Москве удалось организовать только в 2008 году на основе семейного архива. Сегодня масштабную ретроспективу Михаила Прехнера представил столичный Мульти Медиа Арт Музей – более полутора сотен работ. Рассказывают "Новости культуры".

"Фотография – это была... ну, как сказать, страсть. Я не знаю, можно ли так сказать, но он с детства был влюблен в фотографию. Он начал очень рано фотографировать просто так, лет в двенадцать", – вспоминает Наталья Хренова, дочь Михаила Прехнера

В семнадцать, рассказывает она, уже работал в редакции "Говорит Москва" в качестве фотографа. Позже сотрудничал с другими изданиями. Ему доверяли снимать военные парады на Красной площади, Чрезвычайный съезд советов.

"Он был корреспондентом, как теперь говорят. В общем, на этом съезде одним из корреспондентов от "Правды" или от "Известий". Вот он снимал на трибуне, и там они сидели в зале. Как-то поймал этот момент", – продолжает Наталья Хренова

Роковым моментом для Прехнера стала командировка в Таллинн в 1941 году. Во время бомбежки он погиб. После войны демонстрировать работы модерниста и конструктивиста Михаила Прехнера было неудобно: его фотографии, без малейшего оттенка соцреализма слишком выделялись. 

"Машины времени не существует"  это утверждение опровергают работы Михаила Прехнера. И дело не только в том, что они показывают, какими были беззаботные мальчишки в те далекие 1930-е, на каких троллейбусах ездили на работу, какие автомобили смотрели по выходным на выставках. Его фотографии создают ощущение присутствия в том самом времени. 

Быть может, это связано с тем, что Прехнеру всегда нужно было уловить "дыхание мира", говорят специалисты. Его собственный взгляд, его адаптация реальности  мягкая, солнечная, даже если этого солнца и нет на самой фотографии. Прехнер снимал много массовых сцен, но при этом у каждого в толпе свое лицо. Свой особый подход и в спорте – излюбленной теме мастеров мирового модернизма  Александра Родченко, Лени Рифеншталь, которая, кстати, училась ракурсам и подходу модернизма у советской фотографии. 

"Вот такого мальчика ни у кого нет. Он должен лететь вниз, вы понимаете, а летит он вверх с такой невероятной силой и с такой беззащитностью! Но важно, что не мальчик лететь собрался, а важно, что Прехнер на самом деле, а ему на тот момент было 23 года, это поймал, он это удержал", – подчеркивает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова

Даже починка сетей у Прехнера превращается в произведение, полное ассоциаций. 

"Сделать вот эту знаменитую родченковскую диагональ такой летучей. Потому что Прехнер – это классическая, жёстская эстетика, реальность. Модернистская эстетика и, казалось бы, все ее элементы есть у Прехнера, но они не прямые, они плавучие. Посмотрите, вот эти сети. Кажется, что это волна, она просто дышит", – добавляет Ольга Свиблова

Эти работы одного из классиков русского модернизма и конструктивизма Михаила Прехнера специалисты искали 16 лет. Авторские отпечатки и негативы – из личной коллекции его дочери Натальи Хреновой. Долгое время они хранились в простом деревянном чемодане.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация