В Челябинске завершен проект по выпуску трехтомника работ Александра Дейнеки
Александр Дейнека – классик соцреализма, автор хрестоматийных полотен «Оборона Петрограда», «Москва. 41-й год», «Оборона Севастополя». Это кажется невероятным, но личность и отдельные вехи творчества мастера сегодня оказалась в числе самых малоизученных. Среди них – Челябинский период. Мало кто знает, что по эскизам Дейнеки расписаны своды Челябинского театра оперы и балета, а в одном из музеев города хранится картина, принадлежащая кисти художника. Рассказывают «Новости культуры».
Расписать потолок зрительного зала и фойе Оперного театра изначально было предложено ученику Александра Дейнеки Якову Скрипкову. Но он, увидев масштабы работы, отказался, предложив кандидатуру своего наставника. У Дейнеки на тот момент уже был опыт: он расписывал московский Театр Советской армии. Когда в 53 году были сделаны эскизы, они не вызвали восторга у архитекторов, которые не восприняли новый стиль.
«Он совершенно по-иному подошел к монументальным росписям плафона зрительного зала или в фойе, – рассказывает сотрудник Челябинской областной картинной галереи Наталья Козлова. – Облегчил, много свободы, пространственной свободы воздуха, движения, лёгкости. Эта тяжелая патетика сталинского ампира видимо уже просто не давала возможности движению, дыханию художественному».
Так, например, когда Дейнеку попросили включить индустриальные элементы в роспись фойе «Народный праздник», художник органично вписал башни линий электропередач среди деревьев. Но во время приёмки всего здания, живопись была оценена как «низкого качества». Протокол городского архитектурно-художественного совета с точной формулировкой пока не найден. Есть предположение, что не устроили росписи «Дружба народов СССР» в самом зале театра: в композиции нет сюжетов, изображены только образы танцоров – что явно нарушало существовавшие тогда каноны социалистического реализма.
«Это может быть связано с таким политическим моментом, когда в июле этого года была напечатана записка отдела культуры ЦК КПСС, где наряду с другими художниками, такими как Сарьян, Пименов, Гончаров, Дейнека был назван художником, не изжившим своих формалистических тенденций», – поясняет Наталья Козлова.
В результате росписи остались в первозданном виде и существуют по сей день. В 80-м году была сделана их реставрация. Ещё одно творение Дейнеки – картина «На женском собрании», с 51 года хранящаяся в Картинной галерее, также вошла в трёхтомное издание о Дейнеке. Спустя более полувека после смерти мастера его творчество было переосмыслено. Авторы энциклопедии пришли к таким выводам...
«Дейнека представлялся художником-истовым соцреалистом, – говорит Наталья Козлова. – Он таковым, по сути дела, никогда не был. Это был художник мечты, художник-идеалист. И здесь его напрямую называют художником-модернистом, что было совершенно не принято в те советские годы в советской России».
Предполагая издать полный каталог творчества Александра Дейнеки, авторы проекта убедились, что пока материал собран еще не весь, и назвали 3-томное издание только «конспектом», адресуя его продолжение будущим исследователям.
Новости культуры