Неизвестный художник Макс Хаазе
Произведениям Макса Хаазе вполне подойдет подпись "неизвестный художник". Потому что кроме имени о нем, по сути, ничего не известно. Не до конца ясно даже, псевдоним это или подлинное имя. Он жил и творил так, словно для него ничто не имело значения: ни авторитеты, ни собственная судьба. Главным был процесс вечного поиска. Работы Макса Хаазе впервые были представлены всего девять лет назад. Они стали основой мифа о художнике и его эксперименте. Репортаж "Новостей культуры" с выставки работ Хаазе в столичной галерее "Кино".
Автопортрет Макса Хаазе – единственная возможность представить, как выглядел художник. Нет ни одной фотографии, никаких документов. Стопроцентрый интроверт, полностью отказался от связей с внешним миром. Жизнь маргинала сотворила миф о художнике.
"Хаазе о себе оставил очень мало. Мы располагаем скудными и лаконичными сведениями. Он родился в Москве в 1938 году. Художник был очень замкнутым, очень далеким от официоза, при жизни никогда не выставлялся", – говорит хранитель и распорядитель наследия Макса Хаазе – Нина Тихонова.
И больше ничего. Нет точной даты рождения и смерти. Неизвестно даже место захоронения. У Макса Хаазе не было ни мастерской, ни собственного жилья. Подрабатывал, только чтобы добыть средства на жизнь. Никаких контактов с художественной средой. Профессионального образования не было. В единственном интервью, которое записал друг художника, о своем творчестве Макс Хаазе сказал: "Учился у мастеров и у натуры".
"Его внутренний мир был настолько полон собой и своими ассоциациями, аллитерациями. Он, несомненно, знал западное и русское искусство начала века. Здесь есть и какие-то элементы стилистики модерна, и сюрреализма, и предельной, буквальной предметности. Он просто нашел какой-то объединяющий стилевой прием, который действительно с большим трудом позволяет нам отнести его к какому-то конкретному направлению", – поясняет куратор выставки Елена Юренева.
Живопись, графика, объемные панно, трехмерные натюрморты. Макс Хаазе постоянно экспериментировал и со стилями, и с самими жанрами.
Скульптурный ковер Макс Хаазе называл "гарельен" – рельеф плюс гобелен. Художник придумал и термин, и саму технику – очень сложную и кропотливую. На одну работу уходило больше года. Кроме него подобных объектов не создавал никто в мире.
Макс Хаазе умер в 1998 году. Его наследие хранится в чулане и в гараже у двух друзей, которые, как могут, реставрируют, оформляют, выставляют. Зрителям остается гадать, что это был за человек. Гордый, сильный, самоироничный.
"Хаазе относил себя к арьергарду. Это самоирония или поза, не знаю. Задача Хаазе, по его словам, была в том, чтобы собрать все ненужное, сберечь от забвения, от разрушительного времени достижения многих направлений", – отмечает Нина Тихонова.
Хранители наследия Макса Хаазе мечтают о большой выставке, чтобы представить все его наследие – примерно три сотни работ. Уверены, это породит еще один миф о том, что один человек просто не мог создать такие разные произведения.
Новости культуры