Проект «Кинопоезд»: 25 режиссёров из 15 стран
Словосочетанием «развесистая клюква», которым обозначается расхожее, но не соответствующее реальности представление о России, мы обязаны Александру Дюма. Хотя к селекции этого растения причастны и сами россияне. Растение же оказалось настолько живучим, что искоренять его приходится всем миром. Так, как это уже третий год делают участники международного документального проекта «Кинопоезд». 25 молодых режиссёра из 15 стран проехали от Москвы до Байкала и обратно, чтобы понять природу мифов о России. 6 февраля подвели итоги экспедиции. Рассказывают «Новости культуры».
Большинство из них никогда не бывали в России – свои киноистории они создавали по ходу поезда – от Москвы до Байкала и обратно. Никаких границ в размышлении о русских стереотипах – ехали как все – в плацкартных вагонах, задумывались, как и каждый - о вечном и неизбывном. Так итальянка Кристина Пиччи - о русской зиме, например.
«Делать кино о времени года очень трудно, я это обнаружила уже после того, как взялась за тему. Русская зима – это такая тонкая граница между жизнью и смертью – тут все от случая зависит. Вот застревает в снегу ваша машина, а вы даже не знаете где вы – и мороз минус тридцать!» - говорит автор фильма «Русская зима» Кристина Пиччи (Италия).
Они добрались до единственного обитаемого острова Байкала – Ольхон, чтобы там разузнать – что же это такое – русская душа. Пытались понять хоть что-то о русских женщинах и русских мужчинах – так немецкий оператор Штефан Букас познакомился с очень сильными людьми.
«Мы решили подойти к теме медведя с психологической стороны – найти реальных мужчин, очень сильных, и раскрыть их характеры. И я кое-что понял. Семья для русских мужчин очень важна. И также важна для них история – мы много говорили о советском прошлом», - отмечает автор фильма «Медведи» Стефан Букас (Германия).
Такой взгляд, мимоходом, казалось, несколько облагородил действительность, но эта агитация чужаков из поезда - за Россию. Идея покорить пространство, придав ему смысл – даже через стереотип, сработала. И даже про водку – сакральный русский напиток - получилось очень лирично.
«Все эти истории, которые я рассказываю, грустные. В России совершенно особая культура питья водки, и мне, если честно, было труднее всех – ведь чтобы снять хорошие кадры, приходилось пить вместе с героями», - признается автор фильма «Выпьем!» Бенни Яберг (Швейцария).
Скоро все эти фильмы появятся на кинофестивалях – их авторы надеются, что сначала – на той территории, где и были созданы.
«Я - десять лет в России и до конца не понимаю что это, если фильм будет, то он будет с открытым концом», - уверяет режиссер Гийом Проценко (Франция).
Новости культуры