Премьера в Малом драматическом
В Малом драматическом театре сегодня премьера. Лев Додин вернул на сцену подзабытую пьесу Генрика Ибсена "Враг народа". Эта постановка – дань признания Константину Станиславскому. Основатель МХАТа спектакль под названием "Доктор Штокман" поставил в 1900 году и сыграл в нем главную роль. Это самая социальная пьеса Ибсена, которая и сегодня звучит невероятно актуально. Рассказывают "Новости культуры".
Сюжет пьесы, написанной 120 лет назад, современному зрителю покажется на удивление знакомым. Врач процветающего курортного городка, где находится знаменитая водолечебница, обнаружил в воде целый букет бактерий и химических веществ. Горожане боятся потерять туристические доходы и требуют от врача молчания. Тот не унимается, и его выгоняют из города. Правдолюбивый Герой Ибсена отчасти повторяет жизненную драму самого писателя.
"Когда ему решили отказать в стипендии, и король сказал: "Зачем мы будем ему платить, он ничего хорошего не пишет о Норвегии". Министр внутренних дел написал докладную: "Ваше величество, вы абсолютно правы. Но если он вернется в Норвегию, он такое станет писать, что пусть он останется в Риме". И ему продолжили платить стипендию", – поясняет худрук Малого драматического театра, народный артист России Лев Додин.
Нравственный посыл пьесы в трактовке Льва Додина понятен: свободный человек, утверждающий приоритет морали, всегда задевает коллективные интересы и автоматически становится врагом толпы. Доктор похож на Дон-Кихота, готового ради идеи пожертвовать благополучием земляков. Впрочем, Сергей Курышев, исполнитель главной роли, с такой трактовкой не согласен.
"Доктор ведь стремится к конкретному делу и не безумен. Просто нельзя пить отравленную воду – вот и все. Ее нельзя пить, ее нельзя продавать, и нельзя ее давать в больницу", – полагает заслуженный артист России.
Этим спектаклем Генрик Ибсен был бы доволен. Типажи его пьесы узнаваемы, и костюмы в полном соответствии с модой эпохи, ушедшей от нас вместе с паровозным дымом. Но для нынешнего зрителя первые полчаса станут настоящим испытанием: главный герой и его брат – мэр-антипод – на полчаса замерли на сцене в словесной перепалке, по-норвежски сдержанной и неторопливой.
"Люди устали от бессмысленных сюжетов, крови и драк... Так называемой статичности не боимся, потому что главное не в этих делах, а в голове и глазах партнера, которые выражают очень многое", – заверяет заслуженный артист России, исполнитель роли Мэра, Сергей Власов.
Первую постановку "Враг народа" в России увидели еще 113 лет назад. Пьесу во МХАТе поставил Станиславский. Он же с блеском сыграл роль доктора Стокмана. Тогда, накануне русской революции, этот образ стал символом общественного протеста. Сегодня – скорее, сценическая иллюстрация вечной истины: что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.