Израильский театр "Габима" привез в Петербург пьесу Мольера "Скупой"
В Петербурге продолжается фестиваль национальных театров «Александринский». Он проходит в десятый раз. В спектаклях смотра отражены современные тенденции театрального искусства разных стран. В этом году посмотреть можно работы из Китая, Японии, Италии, Израиля. К слову, к израильскому театру «Габима» интерес особый. Ведь основан он был не без помощи русских режиссёров. Константин Станиславский выделил для театра студию при МХТ, а Евгений Вахтангов был первым художественным руководителем «Габима». Израильский театр в России – гость не частый, прошлый его приезд был в 2002 году. В этот раз труппа привезла свою трактовку пьесы Мольера «Скупой».
Впервые гастроли «Габимы» на берегах Невы прошли в двадцатых годах прошлого века. И вот – новая встреча. В свой юбилейный сезон театр привез пьесу «Скупой» Мольера. Поставленную в традициях Станиславского и Вахтангова, и в то же время, возвращающую зрителя к истокам.
«Вы можете видеть, у нас почти нет декораций. Это потому, что в центре этого спектакля стоит актер. И актеры создают спектакль, а не декорации. То есть это спектакль, который возвращается к самым корням комедии дель-арте, того, с чего все начиналось», - отметил режиссер, худрук Национального театра «Габима» Илан Ронен.
Впервые «Скупого» сыграли в середине XVII века. Но действие спектакля Илана Ронена лишено конкретных исторических привязок. Фалды по моде века восемнадцатого, прическа – из девятнадцатого. Калькулятор в руке у главного героя – из двадцатого. Пьеса, по мнению режиссера и актеров, актуальна в любые времена. Ведь конфликт поколений – тема вечная.
«Посыл нашего спектакля – это настоящая «мировая война», которая происходит между поколениями. Его герой пытается заботиться о детях, воспитывать их, но они это не понимают и не принимают», - пояснил актёр, исполнитель роли Гарпагона Яков Коэн.
Главный герой Гарпагон – в исполнении Якова Коэна – отнюдь не отрицательный персонаж. Он скряга, но скряга поневоле. Овдовев, он теряет частичку собственного «я». Любовь к жене заменяет другая страсть – к диктаторству в семье. А самое верное средство в этом деле – деньги. Угрозы, недомолвки, наговоры и недоразумения сгущают атмосферу. В итоге старая семья распадается. Чтобы появилось несколько новых.
«Дети пытаются сбросить его диктаторские полномочия и в конце концов оставляют его с тем, что у него есть, с его деньгами, и выбирают свою личную свободу, свое личное счастье. Но не деньги. И это очень важно нам сегодня», - подчеркнул Илан Ронен.
Спектакль «Скупой» для театра «Габима» один из самых успешных. На родной сцене в Тель-Авиве он идет примерно раз в неделю. Для показа на фестивале «Александринский» он был выбран еще и потому, что является новым прочтением проверенной временем классики. А именно это направление – одно из главных для Александринки сегодня.