Три полотна Бориса Биргера появились в собрании Музея личных коллекций
Последний раз удивительные картины Бориса Биргера в России видели в 1989-м году. С тех пор не было ни одной выставки. Один портрет кисти мастера хранится в Третьяковке, другой – в Вологодской художественной галерее. Остальные работы находятся в частных коллекциях. Тем ценнее подарок, сделанный семьей художника Музею Личных коллекций – в год 90-летия со дня рождения Бориса Биргера. Рассказывают «Новости культуры».
«Портрет писателя Аксенова», «Автопортрет с сигаретой» и «Портрет Наталии Биргер с книгой». Три холста с удивительными, словно ускользающими образами отныне – часть музейного собрания. Последние две работы – впервые появляются в России. С 90-года художник жил и творил в Германии по приглашению фонда Генриха Белля. На презентации в его честь собрались люди, дорожившие дружбой с Борисом Биргером – артисты, ученые, музыканты – недаром здесь звучат Шнитке и Эдисон Денисов.
«Биргер – он художник был такой очень кропотливый, – говорит писатель Владимир Войнович. – И он требовал очень долгого позирования. Я знаю, что люди, которые ему позировали, они позировали по три недели сидели, а у меня было тогда время такое, что я как-то пару раз от этого уклонился, о чем очень сильно жалею».
«Мне дорого то, что Биргер был моложе всех, – добавляет народный артист России Вениамин Смехов. – Он действительно был человеком восторга. И собирал людей, и появлялся там, где ты оказывался в празднике».
Судьба Биргера на родине была не простой. Уже популярный художник, он дважды – в 62-м и 68-м – исключался из Союза художников за резкую критику официальной культурной политики. Существовал даже запрет на его имя. Современники же говорили: «Борис в некоторых своих картинах достигает почти пушкинской чистоты». Вся творческая элита того времени – завсегдатаи его мастерской, участники его проектов.
«У него было такое хобби – кукольный театр, – рассказывает литературовед Бенедикт Сарнов. – Все началось с ерунды – он изготовлял всяких кукол. Это были поначалу такие концерты, где разные куклы-солисты выступали, потом стали сочиняться разные пародии… И в этих спектаклях участвовали лучшие артисты нашей страны – Алла Демидова, Игорь Кваша, Вениамин Смехов, и как это ни дико звучит и я грешный, приобщился к этому не только в качестве автора, но как это ни странно, актера. Эта кукла – это автопортрет Биргера. Это он сам. Так он выглядел. Необыкновенно похож, надо сказать».
Семья художника – жена Наталия Биргер и дочь Мария по-прежнему живут в Германии. В год 90-го дня рождения Бориса Георгиевича решили, что современный российский зритель должен иметь возможность видеть картины Биргера воочию.
«Решили к 90-летию подарить три картины, – говорит Наталия Биргер. – Теперь, когда у музея есть новое помещение и их можно повесить с хорошим светом».
Президент Пушкинского музея Ирина Антонова приоткрывает завесу над еще более серьезными планами.
«Очень серьезный человек заявил нам, что у него семь картин Биргера, и он завещает их нашему музею. Так что это будет целый зал», – рассказывает президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.
Сегодня наследники мечтают о большой выставке работ художника. И чтобы обязательно приехала в Россию одна из самых знаменитых его картин «Красные бокалы» – она хранится в частной коллекции. На ней Биргер изобразил друзей-современников. Всех, без кого невозможно представить эпоху.
Новости культуры