Вахтанговский театр начал новый сезон с премьеры спектакля по пьесе Бомарше
С «Безумного дня» начал накануне свой новый 94-й сезон театр имени Вахтангова. Играли премьеру, постановку Владимира Мирзоева по пьесе Бомарше. И было видно публике, что режиссёра интересуют не Женитьба и не Фигаро, а именно сам безумный день, который частично перенесён в современность. Безумие – главный предмет исследования. Но сам режиссёр ясности мысли не терял, выстроил ясную, чёткую концепцию, в работе опирался на молодые актёрские силы. Рассказывают «Новости культуры».
На афише спектакля крупными буквами написано: «Безумный день». «Женитьба Фигаро» – мелким шрифтом. Это не просто такой дизайн, отражение концепции режиссера Владимира Мирзоева. Он хотел убрать с афиши и «женитьбу» и даже интригана «Фигаро», если бы это не сбивало зрителя с толку. Безумие – вот с чем хотел «поиграть» режиссер.
«Сегодняшний контекст это название продиктовал, – рассказывает режиссер, – потому что все-таки “Женитьба Фигаро” предполагает некое праздничное состояние умов и праздничное состояние на сцене. И хотя у нас театр игровой, веселый, но мера абсурда, мера безумия, она должна соответствовать безумию окружающей первой реальности».
Главная роль – графа Альмавивы – у Максима Суханова, звезды театра, с которым Мирзоев сделал уже не одну работу. Граф, сторонник архаичных правил, переоделся в новый костюм и поселился в современных декорациях – условных, деревянных, аскетичных, что ни критиков, ни зрителей ничуть не смутило.
«У такого художника, как Владимир Мирзоев, не столько важно миропонимание, сколько мироощущение. – говорит исполнительный директор театрального фестиваля «Vasara в Друскининкай» Елена Тамулянис. – У нас с ним совпадают мироощущения. Все это тоже служение красоте. Потому что можно изобразить у Пикассо – его кошки, и у малых голландцев, например, собаки. Это все равно прекрасно».
«Спектакль захватывает буквально с первых мгновений своей живостью, свежестью, – отмечает театральный критик Светлана Телятникова. – Все время чувствуется свежее чувство юмора, которое присуще, мне кажется, режиссеру. События, вроде, происходят в XIX веке, но они невероятно современны. Все актеры хорошо играют. Все смотрится на одном дыхании!»
В этой работе – занята как молодежь театра, так и студийцы, причем на каждую роль заявлены по два или по три исполнителя. Это новшество вызвало реакцию разную, неоднозначную.
«Это сложнее, чем если бы был один состав, – считает актер Максим Суханов. – И то и то и то нужно проходить с разными составами, я не могу разделить мнение о том, что хорошо, когда есть много составов – я считаю, что это вредно. Но есть еще и другие мнения. И есть производство. Я все равно считаю, что лучше все репетировать в одном составе».
В спектакле звучит музыка Моцарта, Баха, Россини, Боккерини. То, чего не хватило, написал композитор Фаустас Латенас. Музыкальные номера вообще – фишка спектакля.
Эта пьеса Бомарше считалась когда-то символом Великой французской революции. Свободолюбивые монологи цирюльника Фигаро рождали настоящие бури в театральных залах. Пушкин писал: «Бомарше терзает все, что еще почитается неприкосновенным». В задачи режиссера Владимира Мирзоева что-либо или кого-либо терзать не входило.
Стиль рококо хоть и выдержан, но за внешней фривольностью и игривостью – глубокие внутренние размышления режиссера-философа, который в пьесе Бомарше расставил свои акценты.
«”Мы в восхищении”, – кричал кот Бегемот. Я в таком восторге! – признается заслуженная артистка России Юлия Рутберг. – У меня ощущение, что я уже откупорила бутылку шампанского. Мне так нравится, как играют мои коллеги, как все это задумано, придумано. Это очень смешно и очень по-актерски. Это даже напоминает комедию дель арте. Такие тонкие проявления ребят в таких непростых режиссерских задачах!»
Безумный день – не только в жизни Фигаро, это та безумная атмосфера, в которую люди погружены сегодня, утверждает Владимир Мирзоев. Оппозиция современного сознания и архаики – вот в чем конфликт. Тема серьезная, но режиссер обходится без дидактики. Это – комедия, игра и сплошной театр!
Новости культуры