Экспозиция "Аристарх Лентулов. Плоть вещей"
В московской галерее «Наши художники» открылась выставка, посвященная творчеству одного из неутомимых экспериментаторов начала прошлого века, основателю объединения «Бубновый валет» Аристарха Лентулова. При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад. Организаторы выставки «Аристарх Лентулов. Плоть вещей» решили исправить историческую несправедливость. Рассказывают «Новости культуры».
Кубизм, экспрессионизм, футуризм, даже соцреализм… Работы Аристарха Лентулова –мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация». Виднейший западный специалист по русскому искусству, профессор искусствоведения Джон Боулт уверен: по масштабу Лентулов для российской живописи то же, что Матисс для мировой. «Матисс, пожалуй, более экспериментальный, чем Лентулов, но у Лентулова такое же увлечение краской как таковой, которое мы находим у Матисса», - объясняет он.
Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века. Его картины не выставлялись 27 лет – увидеть можно было только два полотна в Третьяковской галерее. Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству. «В данном случае художник может высказаться не только своими холстами, но и своими письмами, своими представлениями об искусстве», – говорит правнук художника Федор Лентулов.
Организаторы этой экспозиции сознательно отдали приоритет дореволюционному творчеству Лентулова, времени расцвета его творческих экспериментов. В отличие от своих товарищей по «Бубновому валету», Лентулов не старался создать новую теорию живописи. Его творчество – не философия, но эмоции, страсть, мгновенно запечатленные на холсте. «Это был великий экспериментатор. И его 10-е годы настолько обогатили русское искусство вообще, не только XX века», – убеждена арт-директор галереи «Наши художники» арт-директор галереи «Наши художники».
Несмотря на несомненный талант, художник, не признававший запретных тем в творчестве, невольно оказывался неудобным для любой власти. Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».
В галерее надеются, что эта выставка не станет единичным явлением. Картины Лентулова непременно нужно видеть вживую: передать «поющий цвет» его полотен не может ни одна репродукция.
Новости культуры
Читайте также: