Шедевры Павла Корина разрушает плесень
Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1907 году, – одно из самых известных благотворительных учреждений столицы. Нуждающимся здесь оказывают и медицинскую, и духовную помощь. Но сейчас срочная реанимация необходима самому памятнику. Фрескам Павла Корина в подземной крипте собора, угрожают грунтовые воды. Росписи покрываются влагой и осыпаются. Рассказывают «Новости культуры».
Пять лет назад к своему столетнему юбилею Марфо-Мариинская обитель милосердия была образцово-показательно отреставрирована. После десятилетий разрухи советского периода, когда в Покровском храме сначала был кинотеатр, а потом реставрационные мастерские, государство, казалось, сделало все для того, чтобы обитель снова вернулась к своему особому служению – здесь вместе с монахинями трудятся сестры милосердия, оказывая благотворительную и медицинскую помощь детям с тяжелыми заболеваниями. Восьмилетний Дима – сирота, он с детства прикован к кровати.
«Часть из них дети-сироты, – рассказывает настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игуменья Елисавета (Позднякова), – Но им так же, как обычным детям-сиротам, нужны родители и, может, еще больше нужна родительская ласка. И Диме, в том, числе, очень нужны родители».
Игуменья Елисавета – по образованию медработник. Но с недавних пор ей приходиться вникать в проблемы гидроизоляции и вентиляции. Из-за сырости в крипте монастыря стали осыпаться уникальные настенные росписи,
«Великая княгиня задумывала эту усыпальницу для своих сестер и для своего погребения, – говорит игуменья Елисавета (Позднякова). – Расписывалась она Павлом Кориным, которому в ту пору было 18 лет. Есть воспоминания сестер, которые рассказывали, что Великая княгиня спускалась сюда к нему во время работы и говорила: “Закончишь работать, отправлю тебя во Флоренцию учиться”».
На стенах – величественные лики ветхозаветных святых. Но пахнет не ладаном – сыростью. Всего через пять лет после реставрации на фресках проступили соль и конденсат. В крипте захоронены пять сестер еще дореволюционной обители. Подземный храм здесь нужен для поминовения. Но сейчас богослужения проводят редко.
«Еще совсем недавно, к 2009-му году была проведена капитальная реставрация, и здесь тоже все было красиво и прекрасно, но, к сожалению, через несколько лет мы начали замечать, что стена, на которой находятся фрески пророков, начала мокнуть, – рассказывает игуменья Елисавета (Позднякова). – И мы стали обращаться к специалистам. Мы обращались и в Москомнаследие, сюда несколько раз приезжали специалисты, осматривали стену, но у всех было какое-то недоумение, делали проколы стены».
Оказалось, причина в том, что в 2009-м году была неправильно выполнена гидроизоляция крипты. Тогда попросту боялись не успеть к юбилею, и делали второпях. Сейчас приходиться все переделывать.
«Конечно, есть свои трудности, – признается игуменья Елисавета (Позднякова). – Так, как этого хочется нам, не всем этого хочется. Есть специалисты, для которых это просто работа. Для нас это святыня, это память о Великой княгине, это ее детище. Ну, и вообще, для нас это храм Божий, в котором мы хотим, чтобы все было замечательно».
Столичные власти оплачивают только часть работ. Остальным обещали помочь благотворители. Позаимствовать средства из социальных программ здесь позволить себе не могут.
Новости культуры