Украсть за одну минуту
Кража, которая была совершена из музея-заповедника в Плёсе, вызывает множество вопросов не только у сотрудников правоохранительных органов. Пять украденных полотен Исаака Левитана не были застрахованы, кроме того преступники заполучили их с непозволительной лёгкостью. Наряды милиции прибыли на место преступления оперативно – через четыре минуты, но уже не смогли предотвратить кражи. Руководство музея так же не приняло во внимание предыдущий негативный опыт. Рассказывают «Новости культуры».
На кадрах камеры наблюдения видно – злоумышленников было двое. Чтобы украсть полотна Исаака Левитана, воры дождались глубокой ночи, подъехали к музею на мотоцикле, подождали какое-то время в кустах, затем выбили окно вместе с рамой и меньше чем за минуту вынесли пять полотен Левитана.
«Проблема этого объекта заключается в том, что он, к сожалению, не в полной мере отвечает требованиям безопасности, – отмечает руководитель пресс-службы УМВД по Ивановской области Владислав Радостин. – Мы собственнику направляли представление о том, что необходимо к сигнализации присовокупить еще и решетки на окнах, это было бы для преступников серьезным препятствием и кражи этой не было бы».
«Полустанок», «Розы», «Овраг с забором», «Тихая речка», «Речная заводь», последняя работа также известна под названием «Прудик» – все пять картин небольшого, так называемого кабинетного формата. Размер самой крупной из них — 18 на 32 сантиметра.
«Относительно Левитана можно говорить, что они сравнительно недорогие, – отмечает эксперт в области антиквариата и рынка искусства Дмитрий Буткевич. – О чем это говорит? Либо о том, что это какой-то специальный заказ, какой-то недобросовестный коллекционер заказал именно эти пять работ. Скорее всего, мы эти работы больше никогда не увидим, он где-нибудь их поместит у себя, в замке, скажем так, и будет на них сам любоваться».
Можно также предположить, что воры просто взяли, то, что было удобнее вынести, или, по их мнению, легче продать. Но в таком случае, считают эксперты, это говорит об их незнании художественного рынка. Краденые работы художника уровня Левитана продать практически невозможно.
«Такого рода кражи никогда не проходят бесследно, – рассказывает директор представительства аукционного дома Sotheby's в России и странах СНГ Михаил Каменский, – похищенные произведения никогда не стираются ни из памяти людей, ни из памяти соответствующих серверов, любая попытка продать такого рода вещь достаточно быстро приводит к задержанию вещей и аресту продавцов. Коллекционеры, как правило, люди амбициозные, им важно показать свои произведения, похвастаться. Как можно хвастаться тем, что украли?»
Дом Исаака Левитана в городе Плес – единственный музей этого художника в России. Период, проведенный Левитаном здесь, считается самым продуктивным в творчестве мастера русского пейзажа. За три лета было написано 200 работ, 20 из которых принесли Левитану мировую известность.
Кражи в этом музее – не редкость. Аналогичные случаи были 10 и 20 лет назад.
«Я вам могу сказать, что это не первый случай попытки изъятия ценностей из плесского музея-заповедника, – признается директор музея Алла Чаянова. – Но до вчерашнего дня все, что так или иначе покидало стены музея, оно возвращалось. Мы надеемся на нашего ангела-хранителя, что это случится и сейчас».
Исаак Левитан – один из самых дорогих российских художников. Его работа «Иллюминация Кремля» в 2007 году была продана за 3 миллиона 190 тысяч долларов. Общая стоимость украденных полотен оценивается в 77 миллионов рублей, приблизительно от 13 до 20 миллионов каждая. К расследованию уголовного дела уже подключились следователи из Москвы. Оперативники надеются уже в ближайшее время установить личности воров и просят всех, кто обладает хоть какой-то информацией о местонахождении полотен, помочь следствию.
Читайте также:
Дерзкая кража в Плесе>>>
Новости культуры