11 августа 2014, 11:55 11 августа 2014, 12:55 11 августа 2014, 13:55 11 августа 2014, 14:55 11 августа 2014, 15:55 11 августа 2014, 16:55 11 августа 2014, 17:55 11 августа 2014, 18:55 11 августа 2014, 19:55 11 августа 2014, 20:55 11 августа 2014, 21:55

Со дна Ладожского озера подняли "полуторку"

  • Картинка
  • Со дна Ладожского озера подняли "полуторку"
  • Картинка
    Со дна Ладожского озера подняли "полуторку"
  • Со дна Ладожского озера подняли "полуторку"
70 лет на блокадном маршруте. Со дна Ладоги подняли "полуторку". Машину-легенду обещают поставить на ход.

На Ладожском озере водолазы завершили очередную операцию по подъему «полуторки». Легендарный советский грузовик стал символом блокадного Ленинграда. Именно на этих машинах перевозили продукты по Дороге жизни, той единственной, что соединяла осажденный город с большой землей. Для десятков машин такой рейс мог стать последним. Нынешняя находка попадёт в музей. Рассказывают «Новости культуры».

Ладога. Остров Новый Зеленец. Глубина — пять с половиной метров. Именно там остались легендарные «полуторки», те, что спасали Ленинград от голода, те, которые так и не смогли тогда закончить маршрут.

Прошло 70 лет. Но рама цела. Еще раньше водолазы подняли со дна деревянные фрагменты: сохранилась часть кабины, борта. И даже в колесах еще есть воздух.

«Вот это колесо, — говорит Сергей Склянин, руководитель операции по подъему «полуторки», — надписи на английском языке, скорее всего, как я предполагаю, что уже в 1937-ом производили колесо или под мировой стандарт или на экспорт».

Участники подъема говорят, двигатель можно будет завести. Надо только очистить его и поменять навесное оборудование. Уже проверяли — первую машину достали зимой. Тогда, вспоминают, работе очень мешал холод. Теперь тепло, но видимость всего полтора метра. Недостающие детали под водой ищут буквально на ощупь.

«Вверх поднимаешься, видишь баржу, по ней ориентируешься и опускаешься, — рассказывает водолаз Артем Киселев. — Опускаешься, кружочек дал — нашел».

Работа водолазов закончена. Со дна подняли бамперы и даже рамку лобового стекла. Но сюда еще вернутся. Только у острова Новый Зеленец под водой насчитали почти тридцать машин.

«Зимой немцы и сверху старались уничтожить именно дорогу жизни, машины, которые отправляли людей и технику с того берега на этот. В небе находилось до 100 самолетов», — отмечает Сергей Склянин.

Впереди — буксировка. Это один из самых сложных этапов. Флот участников подъема — не специальные, а обычные катера. Две лодки зажимают посередине баржу и так с одинаковой скоростью идут в Кобону.

Сегодня здесь музей и первое хранилище. На улице сушат будущие экспонаты: личные вещи водителей, авиа-детали, запчасти для ремонта легендарных грузовиков.

«Полуторка», которую достали со дна Ладоги, сохранилась хорошо. Поэтому на реставрацию уйдет не так много времени. А у дайверов впереди новая задача. Следующим из воды достанут немецкий самолет.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация