В Ново-Иерусалимском монастыре обнаружен изразцовый горн
15 августа свой профессиональный праздник отмечают археологи. «Детективами прошлого» назвала этих людей однажды Агата Кристи, и в этой шутке – лишь доля шутки. Археологическое «расследование» завершается крупным открытием, только если проводящие его специалисты обладают всем объёмом научных знаний и незаурядной интуицией. Например, как участники экспедиций Российской академии наук, которые много лет ведут раскопки в Ново-Иерусалимском монастыре в подмосковной Истре. Рассказывают «Новости культуры».
Под занавес очередного полевого сезона, археологи, работающие в Ново-Иерусалимском монастыре, не надеялись найти уже ничего интересного. Как вдруг всего за несколько дней до завершения работ обнаружилась находка, затмившая все, что было найдено нынешним летом.
«Слой на этом месте был сильно перекопан, и мы даже не ожидали, что что-то может случиться, – рассказывает археолог Ольга Глазунова. – И уже в последний день сезона мы наткнулись на кирпичную стенку, прирезались и обнаружили великолепное сооружение XVII века».
Изразцовый горн времен патриарха Никона. Новость мгновенно стала сенсацией в археологическом мире. По сути, это часть первой в России фабрики по производству цветных изразцов, которая была нужна патриарху Никону для украшения построенного по его замыслу в подмосковной Истре храма Гроба Господня, являющегося повторением Иерусалимского храма. Здесь есть целый изразцовый иконостас.
«Вообще-то керамический горн – это не слишком частая находка, – отмечает Ольга Глазунова. – Насколько я знаю, известен только один такой горн, он в Суздальском Спасо-Ефимиевском монастыре был найден, тоже этого же времени, но он был разрушен почти полностью. А у нас здесь топливная камера целая, и большая часть обжигательной камеры есть».
Археологические раскопки в Ново-Иерусалимском монастыре идут с 2009 года, параллельно его реставрации. И по мере того, как в прежнем великолепии воссоздается внешний облик, археологи при помощи подобных находок восстанавливают грандиозный замысел патриарха Никона – создать в Подмосковье Русскую Палестину, куда, за неимением возможности добраться до Святого града, могли приезжать тысячи паломников со всей Руси.
«Это не просто облицовка, это целая программа – не только изобразительная текстовая – был чрезвычайно такой дидактический собор, он все время говорил с теми, кто приходил языком многих надписей: факты из истории самого собора, факты из истории Гроба Господня в Иерусалиме. Это был такой научный проект, научно-просветительский», – поясняет доктор исторических наук Леонид Беляев.
Гвоздем сезона, хотя внешне не таким внушительным и впечатляющим как изразцовый горн, археологи называют и найденный также на днях кусок колокола для Воскресенского собора. Его уникальность в изображенной сцене Воскресения Христова.
«Колокола обычно делались гладкими – считалось, что рельеф мешает звуку колокола, – уточняет Ольга Глазунова. – Колокола Нового Иерусалима – они все как рельефные».
По словам археологов, ценность найденных в Новом Иерусалиме артефактов такова, что их хватит века на два, если не больше. Сменится не одно поколение, пока ученые сумеют полностью изучить находки. Ведь сам факт обнаружения, хотя и чрезвычайно важен, но всего лишь романтическая предыстория. Самое интересное начинается только сейчас. Между тем, сделанные чуть ранее находки исторических изразцов монастыря уже послужили практическим целям – по ним в точности восстановили изразцовые печи Ново-Иерусалимского монастыря.
Новости культуры