27 февраля 2013, 18:34 27 февраля 2013, 19:34 27 февраля 2013, 20:34 27 февраля 2013, 21:34 27 февраля 2013, 22:34 27 февраля 2013, 23:34 28 февраля 2013, 00:34 28 февраля 2013, 01:34 28 февраля 2013, 02:34 28 февраля 2013, 03:34 28 февраля 2013, 04:34

На кинофестивале "Дух огня" заглянули в будущее

  • На кинофестивале "Дух огня" заглянули в будущее
  • Картинка
    На кинофестивале "Дух огня" заглянули в будущее
  • На кинофестивале "Дух огня" заглянули в будущее
Дух огня вместо хрустального шара. На международном фестивале кинематографических дебютов эксперты пробуют разглядеть будущее российского кино.

Средняя температура февраля в Ханты-Мансийске – минус 17 по Цельсию. И все же весна приходит сюда раньше, чем в другие города Западной Сибири – вместе с "Духом огня". XI международный фестиваль кинематографических дебютов подведет итоги завтра, и большинство членов жюри наверняка уже сделало свой выбор, на этом смотре особенно сложный. Первый фильм, как и первая любовь, вовсе не обязан быть удачным. Но работы дебютантов – это исходные данные для долговременного прогноза: какая погода установится в российском кино в следующем десятилетии. Рассказывают "Новости культуры".

Что происходит с современным российским кинематографом? Вписываются ли фильмы, снятые молодыми отечественными режиссерами в общемировой контекст, и как сделать так, чтобы зритель шел в кинотеатры на наши картины? На все эти вопросы искали ответы на XI Международном кинофестивале в Ханты-Мансийске.

Пока зрители заполняют залы – ведь в прокате многое из того, что показано на фестивале не увидишь, а кинокритики за круглым столом ломают копья, недоумевая, куда же подевалась многообещающая "новая волна" в отечественном кино, искомые новые молча слушают в стороне.

В международном конкурсе кинофестиваля "Дух огня" Россию представляет фильм "Море" режиссера, сценариста и оператора Александры Стреляной. Чтобы снять свою второй полный метр (первой была картина "Суходол" по Бунину), Александра предприняла несколько экспедиций в Архангельскую и Мурманскую области – снимала сама. Критики приписали ее "Море" к жанру "докудрама", ведь все роли, кроме двух главных, сыграли местные жители – поморы. 

"Они были очень отзывчивые. Я даже эксперимент такой проводила – просто рассказывала: есть жизненная ситуация, вот наша героиня, заходите в кадр и говорите, что вам хочется в такой жизненной ситуации", – признается режиссер.

Двенадцать дебютных картин, лучшее из того, что появилось в отечественном кинематографе за год, будут судить не только зрители и критики – особый режиссерский триумвират: Павел Чухрай, Вадим Абдрашитов, Владимир Хотиненко.

"Публика разлюбила наше кино, произошла размолвка на какой-то стадии. Все-таки еще бекмабетовские картины смотрели, некоторые картины собирали больше, чем голливудские, но то, что могло превратиться в процесс, превратилось в угасающие уколы", – говорит Владимир Хотиненко

Изменились и критерии оценки дебютного кино – кто сейчас вспомнит, что дебютной картиной называли например, "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" Элема Климова? 

"Дебюты надо поддерживать, практически любые дебюты – мало ли, человек по неопытности что-то не то сделал? Но вообще это все очень ответственно. Будем думать, как сделать так, чтобы никого не обидеть", – обещает Вадим Абдрашитов

Новое кино вырастает на стыке с реальностью – в этом году в Ханты-Мансийск свой первый фильм привез и театральный режиссер и композитор Владимир Панков. Его "Доктор" сначала был спектаклем по пьесе Елены Исаевой, а до этого – реальным интервью астраханского врача. 

"Когда тебе говорят: "А вот так не делается", я начинаю спорить, и в этих спорах, когда есть театральное видение всего и хорошая кинокоманда, вот на этом стыке рождался некий третий язык. Нам было безумно интересно соединить театр и кино", – делится постановщик

К кинокритикам прислушивается и Арсений Гончуков – его дебютное кино "1210" о ветеране афганской войны, борющемся за надбавку к пенсии – 1210 рублей. За попытку проговорить то, что в нашем обществе не еще проговорено, и за возможность снять свое кино Арсений Гончуков платил из своего кармана. 

"Уникальная ситуация была в том, что был прокат. Я спрашивал, и мы поняли, что это впервые в истории российского кино, когда человек делает сам, вручную, на коленке фильм, и он выходит в широкий прокат", – поясняет Арсений Гончуков

Возможно, скоро критики и найдут формулу счастья, где-то между артхаусом и коммерческим кино  настоящие и талантливо снятые картины, ждущие своего зрителя. Но пока авторам таких фильмов, похоже, больше приходится рассчитывать на себя и кинофестивали – такие, как сибирский "Дух огня". 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация