Третьяковская галерея представляет проект Бориса Орлова "Фантомные боли"
Если не песнью славы, то данью былому могуществу советской империи стала новая экспозиция в зале специальных проектов Третьяковской галереи. Классик соц-арта художник Борис Орлов представил ряд масштабных работ в стилистике мифа, который был главным лейтмотивом жизни страны многие десятилетия. Уйдя в прошлое, этот миф не исчез в небытии. А отозвался в творчестве Бориса Орлова «фантомными болями» и глобальными обобщениями. Рассказывают «Новости культуры».
В проекте «Фантомные боли» Борис Орлов свои старые, еще 70-х годов объекты, увеличивает в размерах, переносит на современные материалы и переосмысливает. Если раньше он делал социалистические фасады в форме орденов, и это всеми воспринималось однозначно, то сегодня он создаёт их обветшавшими, памятниками самим себе. В каком-то смысле художник пытается войти дважды в одну и ту же реку. Ведь для него эти темы не отвлеченные понятия. Чёрно-белые картинки войны, коллективизации затирает, затушевывает новая реальность, изображённая художником как русский орнамент. Это то, что пережили его дед, его отец и он сам.
«Беспощадная функция времени, – говорит Борис Орлов. – И вот эта беспощадная функция времени и была тема моего сюжета. То есть время не стирает память, а время все события выравнивает, которые происходили в прошлом».
Тема Хроноса, пожирающего всё, как лангольеры Стивена Кинга пожирали пространство и время, в современном искусстве изучена еще не достаточно. Что это было за время, в котором мы жили, и что от него останется в будущем? Вопросы, на которые пытается ответить художник. Впрочем, по его словам, проект «Фантомные боли» это не ностальгия по СССР.
«Посколькцу этот распад происходил не эволюционно, а революционно, то это породило массу проблем в обществе, жизни, в каких-то ценностях, которые были важны для одной части общества и совершенно неинтересны другой части, – отмечает директор ГТГ Ирина Лебедева. – И художник говорит об этом».
«Ну, дай Бог, если мы услышим еще от кого-то интерпретацию этой культурной памяти. Сейчас этот вопрос стоит очень остро, – считает куратор выставки Наталья Александрова. – Потому что вместе с осознанием этой культурной памяти мы можем осознать, кто мы».
В медицине фантомными называются боли, которые возникают у пациентов после полной или частичной ампутации, когда болит то, чего уже нет. Называя свою выставку «Фантомные боли», Борис Орлов не предлагает болеутоляющее, но он, по крайней мере, ставит диагноз.
Новости культуры