Спектакль "Чудаки" по пьесе Максима Горького на сцене театра имени Маяковского
В афише театра Маяковского новое название - «Чудаки». Режиссер Юрий Иоффе взялся за пьесу Максима Горького, которая редко появляется на театральных подмостках. Она написана в 1910-м году – в период реакции, после поражения первой русской революции. В центре – интеллигенция с её разочарованиями и несбывшимися надеждами. О том, чем жил сам Горький и его окружение, писатель рассказал языком комедии, полным сарказма. Рассказывают «Новости культуры».
Поставить «Чудаков» Юрий Иоффе мечтал шесть лет. От классического текста не отошёл ни на шаг, разве что вложил в уста умирающего Турицына хрестоматийный текст классика – «Песню о Буревестнике».
«Я человек не политический и политические речи меня не волнуют, – признается Юрий Иоффе. – Меня волнуют история, помните, такая фраза была у Высоцкого “…а в это время Бонапарт переходил границу”, вот для меня вот эта история очень важна, что интересно, что было начало прошлого века, он в точности похоже на начало нынешнего века».
Интриги любовные и авантюрные, разговоры о политике, охоте и, конечно, чувствах происходят на даче в сосновой роще. Стрекочут кузнечики, вдали шум поездов. Для спектакля подготовили три вариантов декораций. Худрук театра Миндаугас Карбаускис не утвердил ни один. Пришлось сделать нечто среднее. И попали в яблочко.
Это один из нарядов, в котором она – эффектная авантюристка Ольга – не просто старается покорить сердце и ум главного героя – Мастакова, борется за свои права. Актриса Дарья Повереннова, создавая этот образ, опиралась на факты из жизни реальной женщины-любовницы Максима Горького – Муры.
«Я про неё много читала и даже, как мне показалось, как я её поняла – эту Муру, мне даже захотелось какие-то черты характера постараться воплотить в моей героине, вот то, как мне показалось какая она», – рассказывает актриса Дарья Повереннова.
Актер Евгений Парамонов старался уйти от того образа, с которым принято связывать его персонаж – успешного писателя, по словам Горького, «кокетливого, но бессознательно. Искреннего в каждый данный момент».
«Его всегда ассоциировали с автором почему-то, – отмечает Евгений Парамонов. – Горький же неслучайно назвал его Мастаков – мастачит человек, и решить героя именно в эту сторону, не перейдя грань, то есть, не достигнув там водевиля и какого-то яркого шаржа, но при этом и не уйдя в серьёз, чтобы было понятно, что не классика рисуем-то».
И всё же события пьесы отсылают к биографии самого классика. К его жизни, и не только личной.
«Он над собой посмеялся, – считает актриса Наталья Филиппова. – Он человек умный, очень ироничный, очень. И не такой серьёзный, как нам навязано было в детстве – в школе, он здесь со стороны, будучи в Америке, увидел себя со стороны. Вот эти люди, которых он позвал – они чахоточные, они погибают, а он нормально, у него в окружении женщины, всё у него хорошо, он будет творить».
Любовный треугольник на фоне политической нестабильности – сюжет вневременной. И кажется, что пьеса Горького в постановке Юрия Иоффе написана сегодня.
«Он ставил Леонида Андреева тогда, когда это было очень вовремя, он поставил Горького сегодня, когда это очень вовремя, – отмечает театральный критик, писатель Наталья Старосельская. – Вот это умение слушать своё время, которое досталось ему от двух его учителей – от Равенских и от Гончарова, он реализовал его блестяще».
В «Чудаках» Горького вопросов больше, чем ответов. Юрий Иоффе попытался разгадать эту пьесу-загадку, над которой режиссеры бьются уже более века.
Новости культуры