К столетию празднования 8 марта
Столетию празднования 8 марта в России посвящена выставка в музейном центре «Рабочий и колхозница». Её задача – напомнить о первоначальном смысле этого Дня и его феминистской основе, которая со временем подзабылась. В нашей стране 8 марта превратилось в женский праздник – со всеми необходимыми атрибутами. На выставке же - вместо привычных открыток с мимозами – объекты с отчетливо выраженными политическими посланиями. Главное внимание тому, как развивалось движение за женское равноправие и как оно отражалось в искусстве. Рассказывают «Новости культуры».
В нашей стране все началось со «Что делать». Чернышевский написал первый русский феминистский роман. Сны главной героини - Веры Павловны - и ее искания наяву – феминистски переосмысляют до сих пор.
«Вера Павловна, если помните, все время пила чай подробно. И это чаепитие – это русская медитация. Размышление. Женщине сегодня проще прийти к какому-то справедливому, мудрому новому решению через близкий ее мир, через ее окружение, через ее задачи ежедневные», - говорит художник Анна Броше.
Каждый сон Веры Павловны в руках художницы превращается в стол. Первый, буржуазный – полон абсурдных форм. Последний - утопический – разбитая посуда. В начале XX века те, кого называли амазонками русского авангарда, впервые стали не музами, а полноправными участницами художественного процесса. Равный труд приветствовали и на производстве.
Стремление к равноправию имело и негативные последствия. В нашей стране женщина оказалась занятой сразу на двух работах. Наравне с мужчиной строила новую страну и занималась хозяйством. Началась новая борьба – за то, чтобы женская свобода была правильно понята.
То ли чайка, то ли ангел, то ли первая женщина-космонавт. Сильная, одинокая. Мадонна - бестелесность которой воспевали поэты всех времен, доведена до предельности, неузнаваемости. В соответствии с каноном рядом – ангелы, полные иронии. Современные феминистки переосмысливают канонические образы. Послания – не зашифрованы. Призывы – прямым текстом.
«Не позволяй себя стереотипизировать. Не позволяй становиться такой, какой тебя заставляет быть общество. Не позволяй заставлять себя становиться картинкой с рекламы», - говорит куратор выставки Олеся Туркина.
Контекст выставки – скульптура «Рабочий и колхозница». Монумент, ставший символом равноправия, сегодня читается и как предупреждение – равенство прав нельзя понимать как одинаковость.
Новости культуры
Читайте также: