Российская академия музыки имени Гнесиных отметила День баяна, аккордеона и гармони
Гала-концерты лучших баянистов и аккордеонистов прошли во многих российских городах. Свое выступление они посвятили празднику, который пока не обозначен в календаре, но музыканты его отмечают. В этом году уже в четвертый раз. В Москве лауреаты международных конкурсов вышли на сцену Концертного зала Академии имени Гнесиных. Альма-матер самых известных музыкантов-народников – неудивительно, что идея профессионального праздника появилась именно здесь. Рассказывают «Новости культуры».
Один из лучших в мире исполнителей аргентинского танго – Фридрих Липс – главная звезда Всероссийского дня баяна. Но в этот вечер у него своеобразный дебют – он исполнил новый цикл композитора Михаила Броннера «Семь еврейских песен».
Музыкант рос в те времена, когда гармонь была практически в каждом доме. Его отец – уральский шахтер, тоже любил вечерами перебирать лады.
«Я помню, мне было пять лет, я попросил – папа, покажи мне какую-то мелодию, – вспоминает Фридрих Липс. – Он сыграл мне “Коробейники”, такой упрощенный вариант, народной русской песни, и я вслед за ним начал повторять».
День баяна – это профессиональный праздник, а не день рождения. По поводу времени и места создания инструмента – до сих пор идут споры.
Ручную гармонию изобрел немецкий мастер Мирбальд еще в конце XIX столетия, В 1906 году на Тульской фабрике железные рычаги заменили валиками – такая конструкция используется до сих пор. Но в современном виде инструмент появился только в 1907 году в Санкт-Петербурге. Мастер Петр Стрелингов не только добавил полутона, но и дал своему изобретению имя – в честь летописного сказителя Баяна.
Баян и орган - такой необычный дуэт услышишь не часто. Контраст космического звучания десятков труб с почти надрывным голосом баяна ошеломляет.
Из средневековой капеллы музыка уносит на вечерние улочки Парижа, латиноамериканские танцы сменяет русская хороводная. Сами музыканты уверены: у баяна – большое будущее.
Новости культуры