Опера Даргомыжского "Русалка" прозвучала в концертном исполнении
Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева вступил в новый концертный сезон с размахом, выбрав для открытия оперу Даргомыжского. Исполнение «Русалки» – своеобразный поклон ее автору в год 200-летия со дня рождения. Концертная версия сочинения не обошлась и без режиссерского взгляда. В роли постановщика выступил знаменитый хореограф – Владимир Васильев. Рассказывают «Новости культуры».
Фигаро тут – Фигаро там: Владимир Васильев – режиссер спектакля последние минуты проводит то в зрительном зале, проверяя пульт звукорежиссера, то с артистами, напутствуя. Скуки в искусстве не терпит, привычные каноны концертного исполнения оперы – отвергает, взамен предлагает свое оригинальное видение музыки Даргомыжского.
«То, к чему мы привыкли все время, это когда люди с листа читают по нотам и действительно тогда – это скучновато, простите», – говорит Владимир Васильев.
Поспорить с ним готов маэстро Владимир Федосеев. Уверен, ресурсов музыки Даргомыжского сполна хватит на то, чтобы увлечь зрителя.
«Я предпочитаю в концертном исполнении, – отмечает Владимир Федосеев. – Но Владимир Васильев – интеллигентно сделал, поставил».
Как сделать так, чтобы публика после первого дуэта оперы не уснула?! Достаточно просто добавить движения. В итоге, вместо статичного положения – солисты свободно передвигаются по сцене, хористы, будто подхватив эстафету от режиссера – то там – на балконе, то тут – на сцене, активные участники действия.
Сам маэстро, вместо привычного положения лицом к коллективу, стоит к нему спиной; через плазмы оркестранты видят его жесты.
Солистов Владимир Федосеев искал год. На пяти репетициях от каждого требовал внимательно относиться к слову и тишине: паузы у Даргомыжского – говорящие. Большинству солистов – экстерном, за четыре дня пришлось учить клавир: опера Даргомыжского в московских театрах – не репертуарное сочинение.
«Мы как-то уже были изначально настроены на концертное исполнение, – рассказывает исполнительница партии Наташи Елена Евсеева. – И мы будем иметь перед собой клавиры и будем иметь поддержку и вдруг нам сказали: “Нет, дорогие товарищи, наизусть!” И все четыре дня мозг закипал, по-моему, до сегодняшнего дня продолжает закипать».
А вот для солиста Мариинского театра Сергея Семишкура партия Князя неожиданностью не стала. Исполнял ее в прошлом сезоне на родной сцене.
«Здесь совершенно у Владимира Ивановича другая трактовка этого произведения, – отмечает Сергей Семишкур. – Это и темповые моменты и смысловые акценты».
Но, главное, на чем настаивал маэстро, важно исполнять эту музыку не головой, только сердцем.
«Петь не только голосом, но и душой, тем более такую музыку – русскую, только душой», – поясняет исполнитель партии Мельника Михаил Казаков.
Впрочем, по-другому оперу Даргомыжского исполнять сложно. Лучшими интерпретаторами русской музыки были и остаются российские музыканты.
Новости культуры