На "Большой опере" завершился четвёртый конкурсный день
Если в начале программы кто-то из зрителей с недоверием отнёсся к предупреждениям Фабио Мастранджело об особенностях современной оперы, то к концу программы ни у кого не осталось сомнений в справедливости слов маэстро. Ведь на сцене происходили самые необычные вещи: звучал джаз и ария из монгольской рок-оперы, лопались воздушные шары, оркестр играл на листе железа и даже сам Фабио ненадолго запел. Участники исполняли произведения не только на русском, английском и французском, но и на монгольском, казахском и белорусском языках.
Открывала этот конкурсный день Регина Рустамова с арией из американской оперы «Порги и Бесс». В 1936 году эта постановка стала первым представлением, на которое допустили зрителей разных рас, а, как заметил Дмитрий Бертман, саму оперу Джордж Гершвин писал для чернокожих актёров – чтобы таким образом обеспечить их рабочими местами. По мнению членов жюри, именно этого «негритянского колорита» Регине и не хватило в её выступлении, поэтому ей вновь было отдано только два голоса. В какой-то момент судьи также усомнились в её знании сюжета оперы – однако, совершенно напрасно:
– Когда члены жюри задали мне вопрос: «Ты знаешь, как умер твой муж?», я неправильно их поняла. После выступления у меня обычно столько впечатлений, что нужно немножко прийти в себя. Я даже не поняла, о чём меня спрашивают, а переспросить было неудобно, и я ответила: «Он умер». А по сюжету его убили, и если моя героиня не соберёт достаточно денег, чтобы выкупить его труп, то его отдадут студентам-медикам для опытов. Поэтому она не только плачет, но и сразу после этой арии обращается ко всем с просьбой помочь, кто чем может, чтобы она смогла выкупить тело мужа и похоронить.
– Почему вы выбрали именно это произведение?
– Я выбрала эту арию, потому что, во-первых, она не очень длинная. В рамках проекта я должна была исполнять частушки Варвары, но мне предложили их сократить. Я подумала, что, чем урезать такое великое произведение, лучше спеть что-то другое. А всё остальное уже исполнялось другими меццо-сопрано в предыдущих сезонах, потому что красивых современных арий для меццо-сопрано написано не так много. И вот, я рискнула и взяла произведение для драматического сопрано «Плач Сирины». Я подумала, что это должно быть интересно, потому что никто пока в рамках современной музыки не исполнял джаз на проекте.
Бадрал Чуулунбаатар исполнил арию Чингисхана из одноимённой оперы, созданной при сотрудничестве монгольской рок-группы «Чёрные волки» с одним из монгольских композиторов. Наряд для выступления Бадралу привезли специально из Монголии:
–Тот костюм, что был на мне, используется в постановке оперы в Монголии. Он был сшит в 2006 году. Есть ещё новый, чёрный – он ещё красивее. Это – современный национальный костюм. Такие раньше носили ханы. Конечно, он чуть-чуть приукрашен – ведь он для сцены. Настоящий исторический костюм не такой красивый. Но в целом они почти не различаются.
Не только Бадрал выбрал для выступления современную оперу своей страны – с казахской постановкой «Акан Серы – Актокты» С. Мухамеджанова познакомила зрителей Салтанат Ахметова. По словам участницы, исполненная ей ария была написана специально для её педагога – народной артистки КазССР Хорлан Калиламбековой. В исполнении Ильи Сильчукова прозвучала драматичная ария Кугайло из белорусской оперы «Седая легенда», в основе которой лежит одноимённая повесть писателя Владимира Короткевича – она относится к классике белорусской литературы. Своё разрешение на исполнение дал Илье сам режиссёр постановки – Дмитрий Смольский. А Светлана Злобина представила песню «Туча» из «Песен у колодца» Елены Лангер. Премьера оперы состоялась в 2012 году в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Светлана принимала в ней участие.
Василиса Бержанская предпочла французскую оперу – «Груди Тирезия» Франсиса Пуленка. По сюжету, её героиня, желая добиться равноправия в мире мужчин, меняет пол, а муж становится женщиной – которая к тому же производит по 40 000 детей в день. Выступление стало настоящим торжеством эпатажа, а Фабио Мастранджело «дебютировал» в роли мужа, спев несколько реплик. Члены жюри не только высоко оценили исполнение Василисы, но и похвалили конкурсантку за выбор этого редкого произведения.
Алексей Саяпин выбрал арию Пьера из оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. Он всё ещё не оправился от болезни – судьи отнеслись к положению певца с пониманием, однако предупредили: в следующий раз поблажек не будет. Мы спросили Алексея, что же с ним происходит:
– Я и сам, честно говоря, не очень понимаю, потому что первый раз я выздоровел, а потом прошло какое-то время – и опять. Просто сейчас такой период – переход с осени на зиму – все мы ослабеваем… Но это неизбежная часть нашей профессии.
– Как вы думаете, болезнь не сможет вам помешать на дальнейших этапах конкурса?
– Я не знаю. Будем надеяться, что я поправлюсь. Сейчас главное – выздороветь, о дальнейших шагах я пока не думаю.
Пока никто из участников не покидает программу – они лишь накапливают баллы к решающему третьему дню этого тура. Поэтому члены жюри на время смягчили свою строгость и не скупились на одобрительные голоса, а замечания служили скорее советами, нежели жёсткой судейской критикой. Впрочем, это никак не умаляло их важность для участников. Успеют ли конкурсанты исправить свои ошибки? И останутся ли судьи так же снисходительны? Узнаем в эту субботу – следите за эфиром!
Анастасия Собко
tvkultura.ru