В Историческом музее открылся новый зал постоянной экспозиции
Жизнь и быт дворянского гнезда оказались в центре внимания выставки Государственного исторического музея. Здесь открылся новый зал постоянной экспозиции «Памятники дворянского интерьера». В выставочном пространстве с неоклассическим архитектурным декором демонстрируются предметы, составлявшие обстановку дворянского дома первой четверти XIX века.
Зрительная трубочка с часами, карне – книжка для записи кавалеров на танцы, ярлыки для красного и белого вина, тарелка с шутливыми надписями, восхваляющими кулинарное искусство. Милые безделушки в этой экспозиции – на первом плане. Привычные и незаметные в веке XIX, в XXI они приобретают особый смысл. По ним можно изучать повседневную жизнь дворянского гнезда. Первая комната в доме – танцевальная. Бал два столетия назад был неотъемлемой частью их жизни.
Мундиры генерала и чиновника, фрак денди, ампирные наряды провинциальных дам – бал был местом общения дворян различного общественного положения и благосостояния. Вот, к примеру, мундир Александра Первого. Говорят, именно в нем он был на балу в Вильне, когда ему сообщили о вторжении Наполеона в Россию.
В эти годы интерьер дворянских домов стал зеркалом, отражающим патриотические настроения. В мужских кабинетах много оружия, на стенах – персидские ковры – как память о походах русских войск на Восток, на столе – игральные карты с изображением деятелей антинаполеоновской коалиции. Рядом экспонаты в стиле ампир – как визуальный знак «времени славы и восторга». Именно так называли современники начало XIX века.
«Очень много дорогих предметов: французская бронза, потрясающая мебель, стеклянные вазы императорского стекольного завода, императорский фарфор. Каждый старался приобрести именно самое дорогостоящее, чтобы похвастать перед своими визитерами», – рассказывает заместитель директора ГИМ по международной и выставочной деятельности Тамара Игумнова.
Веер Натальи Гончаровой, визитки Александра Пушкина, крест и икона, благословившие их брак. А также подлинные предметы быта князей Шереметьевых и Вяземских. А это – детская карета. Запряженная в козу, она возила годовалого князя Барятинского. Того самого, что в 1859 году пленил Шамиля и тем самым закончил многолетнюю войну на Кавказе. Комната у детей–дворян совсем не похожа на детскую. В нем только шкаф-монашка, стул и кровать. Детей затягивали в тугой корсет и заставляли ходить на высоких каблуках, чтобы они были больше похожи на взрослых.
«Стулья и игрушки повторяют мир взрослых людей, с какой стороны нож, какой вилкой пользоваться, чтобы рыбу брать. С детства учились. Воспитывались, чтобы мальчик не походил на «Недоросля» Фонвизина, а служил верой и правдой Отечеству», – отмечает куратор выставки Наталья Каргаполова.
Большая часть предметов экспонируются впервые. К открытию выставки музей готовился два года. Шла реставрация и атрибуция, в ходе которых открылись и новые детали. К примеру, у представленного в экспозиции фортепиано с вертикальными струнами – «Жираф» долго не было родины. Обнаружив вензель Наполеона, историки заключили – это французский музыкальный инструмент.