Главный редактор "Литературной газеты" отмечает юбилей
Сегодня 60-летие отмечает писатель и драматург Юрий Поляков. Сочинять он начал рано, еще в школе, и, разумеется, тогда говорил на языке поэзии. Довольно быстро почувствовал и вкус к прозе. По мнению Полякова, литератор, который занимается только сочинительством, сильно рискует превратиться в зануду. Писателю необходима еще какая-то работа, питающая ум. Для самого Полякова таким плацдармом для размышлений стала «Литературная газета», которую он возглавляет уже второй десяток лет. Но редактор-Поляков не заслонил Полякова-автора.
Юрий Поляков встречает юбилей выходом первой книги десятитомного собрания сочинений автора.
«Когда мне исполнилось 50 лет, мы выпустили 4-хтомник. Так что, я считаю, я совершил количественный прыжок, не знаю, получился ли качественный. И это собрание сочинений будет выходить в течение 3 лет. Первый том – туда вошли мои ранние повести и мои стихи», – рассказал Юрий Поляков.
Он первым в советской стране заговорил о дедовщине, изживающем себя комсомоле еще в начале 80-х. Но его повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» появились в литературных журналах лишь с началом перестройки. Их сразу экранизировали, проблемы вызвали в обществе острые дискуссии.
«Его повесть "ЧП районного масштаба" была, как разорвавшаяся бомба. И фильм, который снял Сергей Снежкин, был одним из любимых фильмов, острых, жестких.
Когда я сказал, что Юрий Михайлович – современник, я не имел в виду какие-то годы, только 80-е или только 90-е, или 2000-е. Мне кажется, что он всегда старается идти в ногу со временем», – отметил народный артист РФ Александр Галибин.
Философские наблюдения над жизнью современного общества, отраженные в книгах «Демгородок», «Апофегей», «Козлёнок в молоке», Юрий Поляков вот уже много лет совмещает с работой в «Литературной газете», которую возглавляет с 2001 года, и считает: газета должна быть полифоничной.
«Газета не должна быть заповедником единомышленников. Как только где–то скапливается слишком много единомышленников, это издание становится скучным, брезгливым, воинственным. Газета должна, по составу сотрудников, отражать расклад мнений в обществе. У нас работают и монархисты, и коммунисты, и либералы, и кто угодно. И они эту полифонию поддерживают», – объясняет Юрий Поляков.
Произведения драматурга Юрия Полякова – лидера в жанре «гротескного реализма» – охотно экранизируют и ставят в театре. Автор – в постоянном поиске героя нашего времени, как, например, в остросюжетной драме «Одноклассники», которая уже четыре сезона не сходит со сцены Театра Российской Армии.
«И смех, и слезы. Мне кажется, что эта оценка освещает все творчество Полякова. В этом есть и ирония, и боль, и надежда. И это все вместе и создает удивительную атмосферу этого писателя, драматурга. Не обращение осуждающее, а обращение, призывающее к размышлению, к сопереживанию, – вот это и объединяет зал в том смехе и в тех слезах», – убежден режиссер, народный артист России Борис Морозов.
В своем творчестве Юрий Поляков постоянно возвращается к проблематике смены эпох. Одним из самых важных для писателя является период перестройки. Именно ему будет посвящен следующий роман Полякова.
К юбилею писателя смотрите сегодня на нашем канале, в 14:05, художественный фильм «Козленок в молоке», а в 20:50, не пропустите третью программу из документального цикла «Юрий Поляков. Монолог в 4-х частях».