12 ноября 2014, 08:43 12 ноября 2014, 09:43 12 ноября 2014, 10:43 12 ноября 2014, 11:43 12 ноября 2014, 12:43 12 ноября 2014, 13:43 12 ноября 2014, 14:43 12 ноября 2014, 15:43 12 ноября 2014, 16:43 12 ноября 2014, 17:43 12 ноября 2014, 18:43

Открылась выставка "Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить"

  • Открылась выставка "Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить"
  • Картинка
    Открылась выставка "Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить"
  • Открылась выставка "Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить"
Коллекция произведений искусства в качестве платы за возможность выехать из страны. Часть собрания Георгия Костаки, оставленную им в Советском Союзе, представляет Третьяковская галерея.

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить», которая организована при поддержке банка ВТБ. Она посвящена 100-летию со дня рождения знаменитого коллекционера, москвича греческого происхождения. Один из крупнейших коллекционеров XX века, Георгий Костаки собирал искусство, находившееся под идеологическим запретом. Чем разнообразнее и представительнее становилась его коллекция, тем его собственная жизнь всё больше и больше походила то ли на детектив, то ли на дурной сон. И финал счастливым не назовёшь, но эта выставка свидетельствует о том, что главную задачу своей жизни Георгий Костаки всё-таки выполнил.

Здесь много известных всему миру полотен Кандинского, Шагала, Малевича. Но выставка не о них. А о том, как многие их работы могли бы быть навсегда утеряны, если бы не страсть «грека-чудака». Именно так называли Георгия Костаки за то, что он собирает «никому не нужный хлам». «Абстракцию» Родченко он снял с чужого стола – она служила скатертью, картину Поповой – с окна, ею закрыли проем. Случайно открыл он и Ивана Клюна – первого русского минималиста. Таких примеров много.

Картину Климента Редько «Восстание» Костаки нашел под кроватью вдовы художника. Она написана в 1925-м году, в придуманном самим автором стиле – «электроорганизм» или «свеченизм». Горящие, буквально обжигающие краски полотна поразили коллекционера. Позднее на обороте холста он напишет: «Картина века, самое великое произведение революционной России».

Он называл эту работу иконой русского авангарда, хранил в детской спальне дочери Алики, разрешал смотреть лишь немногим. Алика Костаки вспоминает: «Один раз я была страшно больна, и он входит с группой из 15 человек. Я говрю: "Ну, у меня же температура", а он: "Ты лежи, лежи, они на тебя смотреть не будут, они смотрят картину"».

Своей главной задачей коллекционер считал не собирать предметы искусства, а показывать их. Говорил о картинах: «Мои дети не любят темноты». Посмотреть на запретное искусство в его квартире на Вернадского едва ли не каждый день собирались десятки человек. Иногда казалось – пол не выдержит!

«Жизнь в квартире, где на стенах висели такие потрясающие работы, не могла не сказаться на творчестве детей. В частности, мой младший брат ещё маленьким, в восемь-десять лет, начал делать копии с картин. Причем он так великолепно сделал копию одной картины Кандинского, что когда пришел знакомый иностранец, он настолько влюбился работу, что попросил подарить», – рассказывает дочь коллекционера, Наталья Костаки.

Страсть Костаки к «собирательству» началась рано: от «малых голландцев», серебра, фарфора, Костаки перешел к гобеленам и иконам. Позднее влюбился в авангард. Эта выставка даёт наиболее полное представление о коллекции Костаки.

«Он пытался сохранить и иконопись, которая в данный момент представлена в музее Рублева, и глиняные игрушки, которые им были выкуплены полной коллекцией», – комментирует вице-президент Банка ВТБ Александр Ерофеев.

Во время подготовки выставки были впервые обнаружены обороты двухсторонних работ Родченко и Клюна. Удалось ответить и на вопрос, мучивший Костаки более 40 лет – чьей кисти принадлежит это полотно? Коллекционер купил её как подлинник Марка Шагала, на котором художник изобразил свою жену Беллу. Однако искусствоведы это отрицали. Костаки неоднократно лично задавал вопрос Шагалу, тот отвечал, что не помнит.

«Когда он собрался подписывать ее как свою работу он спросил свою жену: "Вавочка, что ты думаешь, это моя работа?". Она ответила: "Нет"», - говорит о картине куратор выставки Ирина Пронина.

Экспертиза установила – это неизвестный автор из школы Шагала. В 1977 году Георгий Костаки был вынужден покинуть Советский Союз. Восемьдесят процентов «накопленного» он подарил Третьяковской галерее. Остальное забрал с собой. Живя в Греции, он скучал по прежней жизни. Начал писать картины сам. Все о России – вот первый снег, церковь, «кладбище авангарда». Эти работы на суд зрителей представлены впервые. 

Новости культуры

Читайте также:

Третьяковка готовит выставку "Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить"

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация