Выставка "Забытая война (Комментарии)" открылась на "Винзаводе"
Череда выставочных проектов, посвящённых 100-летию начала Первой мировой войны, продолжилась в столичном Центре современного искусства «Винзавод». Здесь открылась выставка «Забытая война (Комментарии)». Выставка в некотором смысле новаторская, поскольку прочие подобные выставки акцентировали внимание на архивных материалах, на показе работ художников – свидетелей событий столетней давности. На «Винзаводе» Первая мировая показана глазами наших современников, представляющих разные жанры актуального искусства.
Художник Наоки Фуку, хотя и является этническим японцем, по паспорту – подданный Ее Величества. Но его работа – это, все-таки не английский, а японский взгляд на Первую мировую войну. Подвешенные к потолку деревья, на которые каждый может повязать ленточку и загадать желание, отсылают к садам сакуры. А видео-проекция напоминает еще и знаменитый фильм Алена Рене «Хиросима любовь моя».
«Я взял документальную хронику Первой мировой и портрет своей знакомой девушки, – рассказывает Наоки Фоку. – Мне кажется, такое совмещение – страшных кадров войны и улыбающейся девушки – должно подействовать на воображение зрителей».
В выставке принимают участие известные художники. Среди них – Константин Худяков, Татьяна Назаренко, Константин Батынков, Александр Пономарев и многие другие. А начиналось все более, чем скромно – с авторского проекта Сергея Денисова и Ивана Колесникова. За основу они взяли подлинные фронтовые фотографии. И перенесли их на свои полотна. Но без людей. Земля осталась, а герои погибли. Когда о проекте узнали другие художники, просьбы присоединиться посыпались одна за другой.
«Нам очень обидно и жалко – целая такая заноза в груди от того, что молодые люди, включая моего сына, вообще не знают об этой войне фактически ничего, – говорит Сергей Денисов. – И нам хотелось познакомить молодежь с этой темой понятным для молодежи образом».
Работа Константина Худякова под названием «Шахматы Апокалипсис» – метафора отношений человека и истории. С каждым новым ходом игроки все больше теряют контроль над ситуацией. Эта интерактивная игра рассчитана как раз на молодое поколение. Которое, кстати, широко представлено на этой выставке и активно протестует против того, что оно историю не знает.
«В Первой мировой войне впервые стали использовать новейшие системы вооружения: танки, аэропланы, цеппелины, оружие массового поражения – отравляющие газы, хлор», – говорит художник Алексей Дьяков.
Василий Церетели в роли художника выступает не часто. Размышляя на тему Первой мировой, он, по его словам, пытался вспомнить хоть что-то, что связывает современное поколение с теми далекими событиями.
«Когда я искал точки опоры, естественно, я вошел в интернет, – рассказывает Василий Церетели. – “Википедия” для меня является коллективной памятью. Весь мир приходит в одно пространство и создает память разных историй. И я здесь выбрал три ссылки на российскую "Википедию", французскую и великобританскую».
Любой желающий, перейдя по этим ссылкам на сайт, может сравнить, как интерпретируют события Первой мировой во Франции, Англии и России. Разница в подходах к оценке событий 100-летней давности, возможно, даст ответ и на многое, что происходит сегодня.