18 ноября 2014, 08:42 18 ноября 2014, 09:42 18 ноября 2014, 10:42 18 ноября 2014, 11:42 18 ноября 2014, 12:42 18 ноября 2014, 13:42 18 ноября 2014, 14:42 18 ноября 2014, 15:42 18 ноября 2014, 16:42 18 ноября 2014, 17:42 18 ноября 2014, 18:42

Международный фестиваль актуальной музыки открылся в Москве

  • Международный фестиваль актуальной музыки открылся в Москве
  • Картинка
    Фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" открылся в Москве
  • Международный фестиваль актуальной музыки открылся в Москве
Между классикой и авангардом находится "Другое пространство" – так назвали фестиваль актуальной музыки, на котором прозвучат полсотни произведений современных авторов.

«Другое пространство» – это название Международного фестиваля актуальной музыки, который открылся в Москве. Он довольно молодой, нынешний – только четвёртый. Почему «Другое пространство»? Должно быть, потому, что в первый год, представляя свой проект, его авторы говорили, что «нет музыки, которая одинаково звучала бы в любых залах». И говоря «зал» они явно подразумевали не столько помещение, сколько особую атмосферу, оформление сцены, публику с определённой подготовкой. Фестиваль – это ещё и концепция концертов, формирование программ, возможность общения всех участников действа: композитора, исполнителя и публики.

Понять вибрацию этой музыки – значит на один шаг приблизиться к пониманию своего истинного «я». «Телесную Мандалу» британский композитор Джонатан Харви написал под впечатлением ритуалов в буддийском монастыре Северной Индии. Церемонию очищения и просветления зафиксировал с помощью звуков. Эзотерические изыскания – в каждом втором опусе современных авторов. Российский композитор Антон Батагов философскую основу для сочинений также черпает в буддийской практике. На фестивале он представляет произведение «Я больше не боюсь» на тексты английского поэта XVII века Джона Донна.

«Оно о смерти, о любви. Пока человек не поймет взаимосвязь этих вещей, говорить о смысле жизни неуместно. Там каждое слово про это», – пояснил композитор.

Современная музыка единству стилей прошлых веков противопоставляет мозаичность техник; не всегда доступная для российских слушателей, на Западе звучит на равных с классикой. Шефство над фестивалем в этом году взял Владимир Юровский. Главный дирижер Лондонского филармонического оркестра о британской музыке знает многое; программу составил поровну из российских и английских сочинений.

«Если мы будем играть только классическое наследие, мы превратимся в сторожей, музей восковых фигур. Я мечтаю о том, что наступит время, когда для современной музыки не потребуется фестивалей, потому что она будет звучать повсеместно», – размышляет он.

Русская литература – источник вдохновения многих британских авторов. Английский минималист Джон Тавенер написал монодраму «Смерть Ивана Ильича» по мотивам произведений Толстого.

«Очень натуралистическое сочинение, в котором голос воспроизводит мучение умирающего человека, а виолончель сопровождает тенью умирающей души», – комментирует виолончелист, народный артист России Александр Рудин.

Эта музыка воздействует не только на сознание, но и на подсознание. Трехчасовой концерт стал испытанием для тех, кто привык не замечать изнанку жизни, а о вопросах бытия размышлять наедине с собой.  

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация