В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка "Серебряный Восток"
В столичном музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка традиционных ювелирных украшений народов Средней Азии, XIX– первой половины XX веков, из фондов музея. Название экспозиции – «Серебряный Восток». Территория нескольких государств объединена по географическому принципу. Богатство культуры берёт своё начало из древних цивилизаций, которые Великим шёлковым путём были буквально прошиты вместе. На выставке собрано больше полутора сотен предметов ювелирного искусства Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Казахстана, Киргизии.
Первое, что обращает на себя внимание – идея, объединяющая изделия мастеров народов Средней Азии. Каждое украшение имеет не только внешний лоск, но и сакральный смысл. Все – неслучайно из серебра.
«Когда пришёл посланник к Мухаммеду с украшением из золота, он сказал: “Нет, золото только для царей”. Пришёл в украшении из меди, он говорит: “Не, не то”. А что же тогда? Только серебро. Плюс серебро имеет ещё и свои антисептические свойства, и древние народы это прекрасно знали, они вносили в это сакральный смысл. Считалось, что женщина восточная даже не имела права готовить пищу, если у неё на руке нет серебряного кольца», – говорит куратор выставки Надежда Иванова.
У всех амулетницы самой разной формы и размеров, непременно с текстом из Корана. Самые характерные для женщин Средней Азии – накосные украшения, они считались ещё и оберегами. Это из шелкового шнура, кораллов с золочением из Узбекистана, это – архаичное из Киргизии.
Сложно представить, что когда-то украшения, весом в полкилограмма женщины в Туркмении носили на своих косах. Нагрудные украшения могли быть ещё более массивными. Так, к примеру, свадебный наряд мог достигать десяти килограммов, а вот чем старше становилась женщина, тем меньше украшений носила.
Вот такой перстень мать невесты дарила матери жениха. Надевалось кольцо сразу на два пальца. Его в литературе называют перстнем свахи.
«По последним мнениям востоковедов, у таких перстней подобная история: здесь вместо сердолика – вставки из стекла. Чаще всего казахские мастера использовали стекло или сердолик. Ну, у нас вот здесь есть и стекло, и сердолик», – рассказывает Надежда Иванова.
Киргизские ювелирные украшения отличаются легкой простотой, несложным углублённым узором. Узбекские мастера нередко использовали мелкие вставки. Название этих таджикских украшений переводится как «золотые брови». Форма нижней пластины действительно похожа на брови. Всего здесь более 150 предметов.
«Эта выставка из фондов музея, она продолжает цикл выставок, связанных с нашей музейной историей, с нашим 30-летием. Для того чтобы показать, как жили эти вещи, мы показываем фотографии, которые демонстрируют нам людей, общавшихся с этими предметами непосредственно», – поясняет генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Наталья Самойленко.
Дополняют впечатление от «Серебряного Востока» костюмы, а также панно, как доказательство того, что женщины любили не только наряжаться, но и создавать прекрасное.