После реставрации открылся дом-музей Станиславского
Одно из самых известных театральных мест столицы - дом-музей Константина Станиславского - открыт после капитальной реставрации. Режиссер провёл в этом доме последние 17 лет жизни. Особняк был построен в начале XIX века на фундаменте белокаменных палат рубежа XVII - XVIII веков. Здание признано историко-архитектурным памятником. Мемориальный музей был открыт в 1948 году. Последняя реставрация проведена почти четыре десятилетия назад. Новую страницу в истории музея открыла выставка "Неизвестный К.С."
Больше всего в музее волновались за парадную лестницу. По ней поднимались когда-то Станиславский, знаменитые актеры Художественного театра, приходившие репетировать. Когда реставраторы вскрыли доски, оказалось, что внутри сгнили все балки, их пришлось полностью все обновить.
Сотрудник дома-музея Станиславского Валентина Колубелова признается: "Мы думали, что это будет новодел. Когда мы увидели наши доски и услышали тот же скрип, это нам было очень приятно".
Реставрация коснулась всех трех этажей особняка и, конечно, зала, в котором Станиславский репетировал, превратив бальную комнату в сцену.
"Сначала Константина Сергеевича смутили эти колонны: как он будет их обыгрывать в той же самой опере, где разные сцены, но потом пригласил художника, они эти колонны обыгрывают, - говорит Валентина Колубелова. - Потом, когда уже у Станиславского появляется возможность открыть свой театр, оперный, ему предоставляют помещение для этого театра, он на афишах и на билетах делает заставкой эти колонны".
Сделанное во время реставрации видео помогает наглядно сравнить то, как было и как стало. В отдельной витрине представлены изразцы, кованые гвозди, глиняные горшки – предметы, обнаруженные при разборе стен и полов дома. Теперь они тоже – часть выставочной коллекции.
В обновленном, заигравшем новыми красками пространстве ко дню рождения хозяина открыли выставку: "Неизвестный К.С." Среди фотографий, макетов, костюмов из фонда музея есть уникальные экспонаты, долгое время ускользавшие от внимания даже профессионалов.
"Вот этот огромный альбом с рисунками – подлинные рисунки Константина Сергеевича – графика. Причем, когда мне первый раз показали, странно, наверное, что даже я никогда не видела этого альбома, я была в восторге, в шоке, в обмороке", - признается заведующая домом-музеем Станиславского Анаит Овчинникова.
"Думаю, что Станиславский, это мое предположение, - говорит директор музея Московского Художественного академического театра Марфа Бубнова, - немножко сомневался в себе как в художнике, потому что единственный рисунок из этого альбома, который опубликован, это к спектаклю "Фома" Общества литературы и искусства. Он был опубликован, когда выходило полное собрание сочинений".
Из более четырех сотен режиссерских альбомов Станиславского шестнадцать объединяют его карандашные рисунки, не точные декорации, но фантазии на тему, задававшие атмосферу будущего спектакля.
Атмосфера же сегодняшнего дома-музея поддерживается музыкальными и литературными вечерами. День открытия выставки в отреставрированных залах не стал исключением.