Фотопроект «Сталинград»
Сталинградской битве посвящено немало памятников. Большинство их монументальные. Сообразно масштабу и значению битвы. В год её 70-летия Фёдор Бондарчук создал в своём роде новый монумент – кинематографическое полотно «Сталинград». На съёмочной площадке он был не только режиссёром, но ещё и фотохроникёром. Этот фильм снимался очень обстоятельно, фотографий набралось на внушительный проект. 7 октября его показали в столичном Мультимедиа Арт Музее. Рассказывают «Новости культуры».
Сразу у входа – снимок, который тон задает всей этой выставке - единственный документальный, один из самых знаменитых кадров Второй мировой, символ Сталинградской трагедии. Фонтан Детский хоровод Эммануил Евзирихин снял 23 августа 42-го – после воздушного налета немецкой авиации. В фильме фонтан уже не на Привокзальной площади – рядом с домом - прототипом дома Павлова и универмагом, где был пленен Паулюс - в одном месте узнаваемые и известные памятники и адреса Сталинграда. Как создавалась эта машина времени – можно увидеть на выставке.
«Я помню, как один человек испугался, увидев там сто немцев, идущих, марширующих к месту съемки. Это впечатляет. Это такое особое чувство, которое в нынешнем кинематографе уже утеряно, потому что большинство такого рода фильмов рисуется», - говорит Александр Роднянский.
Сам Роднянский – есть здесь же, на снимке. Напряженный – работал над одним из диалогов в сценарии, не подозревал, что снимают. Такой кадр с продюсером поймал режиссер. Федор Бондарчук, как только пришел, стал искать свои фотографии.
На фотоаппарат Бондарчук снимал общие планы города – на бывшей военной базе под Петербургом заново построенные жилые кварталы Сталинграда. На территории в 6 гектаров – одна из самых больших кинематографических декораций в Европе за последнее время.
«Мы в самом начале пути. Я прислал товарищу своему просто фотографии декораций, и я ничего не обрабатывал. Просто сделал черно-белую светокоррекцию, и он выложил в сеть, не спросив меня. Комментарии были, что старые фотографии, другие лица. Это важная для меня деталь, что их не воспринимали как современные фотографии», - отмечает Федор Бондарчук.
Если приглядеться, можно увидеть – те, кто на заднем плане, – в костюмах, у каждого грим. Даже в тех сценах, где массовки до тысячи человек – эти детали формат 3D обнажает, видно почти каждый сантиметр экрана. На несколько месяцев актеры и сами, словно в осажденном и разрушенном городе, обживали не просто декорации – характеры и судьбы своих персонажей.
«Дом, в котором мы снимали мой дом, заходишь там почти в любую комнату, и там стоит мебель, как она стояла, разрушенная, пепел, фотографии старые. Мне даже разрешили, я привезла фотографии своей бабушки старые, их сделали копию, и в мою комнату повесили - бабушка на меня очень похожа», - рассказывает актриса Мария Смольникова.
«Здесь есть фотографии, которые удивительно наводят на воспоминания, потому что все эти уголки, которые здесь представлены, все мне знакомы. Я находился внутри и знаю, что это такое, и это действительно выглядит очень достоверно», - уверен актер Алексей Барабаш.
Алексей Барабаш, правда, немного расстроился – понять, что это он – сложно, снятый со спины – во время схватки с немцем - это еще не сами съемки - репетиция. Но рядом уже вот-вот готовы сказать мотор – Федор Бондарчук и оператор Максим Осадчий, героиня Марии Смольниковой берет у бойцов фляжки, чтобы наполнить водой, и кадр, у которого улыбаются многие - немецкий офицер у афиши «Парня из нашего города». Эти снимки – не просто кухня фильма, но и несколько месяцев жизни съемочной группы фильма, про который уже сейчас они говорят – «Сталинград» изменил не только героев картины, но и каждого из них самих.
Новости культуры
Читайте также:
В Петербурге - премьера "Сталинграда"
Фильм "Сталинград" представили в Москве