Удивительные приключения 3D в России
По последним данным только в России фильм Федора Бондарчука «Сталинград» уже посмотрели более двух миллионов зрителей. Это первый отечественный фильм, снятый в формате IMAX 3D. Однако история технологии, которая обеспечивает эффект присутствия внутри кадра – стереокино – в нашей стране началась значительно раньше. Рассказывают «Новости культуры».
Объемное видеоизображение, которое можно не просто смотреть без очков, а разглядывать с разных точек. Технология будущего, которая уже давно стала настоящим, на самом деле – хорошо забытое старое. Стереокино в России ведет свою историю с начала сороковых прошлого столетия. В кинотеатре Москва на проволочном экране впервые была показана лента «Концерт» – первый 3D фильм в СССР. Необычная технология заинтересовала тогда главного зрителя страны – Иосифа Сталина.
«Это был первый в мире и единственный кинематограф стереокино или 3D, в котором зрители не надевали очки, – рассказывает киновед Николай Майоров. – Зрители садились перед экраном и на специальном растровом экране системы Иванова смотрели стереофильмы без каких-либо приспособлений».
Правда, для того, чтобы увидеть объемную картинку, человеку приходилось сидеть неподвижно. Поэтому вскоре так называемая «безочковая» система уступила место более удобному варианту просмотра.
«Вы надеваете очки и смотрите, – поясняет сотрудник научно-исследовательского кинофотоинститута Юрий Леечкис. – Правый глаз видит то, что справа, левый видит то, что слева. Благодаря вот этой насадке с поляроидом вы можете смотреть стереокино».
В 50-60-е работа по усовершенствованию стереокино активно продолжалась. Революционным результатом стало создание так называемой, системы «Стерео-70». За нее в 90-м Научно-исследовательскому кинофотоинституту, была присуждена специальная награда Американской Киноакадемии.
«Специалисты из США посмотрели фильмы, снятые по нашей системе, и потом они задают нам вопрос: "Вы, что, на Оскар не подавали?" – "Нет", – "Что вы сидите, давайте, подавайте на техническое достижение"», – рассказывает заведующий лабораторией стереокинематографа Научно-исследовательского кинофотоинститута Сергей Рожков.
Именно изобретение наших ученых стало предтечей системы IMAX 3D – нового качественного витка мирового кинематографа. Сегодня идея «безочкового» кинопросмотра не покидает ученых. Этот растровый экран- результат многолетней работы специалистов НИКФИ. По своим техническим характеристикам он уникален. Объемную картинку можно наблюдать без специальных очков. Есть подобное и на Западе. Только там эффект может видеть один зритель, а у нас одновременно 15. И это пока – говорят ученые.
«Это изображение мы снимали с помощью двенадцатикамерной камеры, которая нам позволяет одновременно снимать 12 ракурсов объемного объекта», – показывает заместитель генерального директора по научной работе Научно-исследовательского кинофотоинститута Юрий Овечкис.
Следующая ступень технологии – кино голографическое. Оно дает не иллюзию объемности, а саму объемность. В нашей стране исследования ведутся с середины 70-х прошлого века. Тогда был снят первый ролик с цветным трехмерным изображением. Виктор Григорьевич Комар – один из создателей системы голографического кино. Несмотря на почтенный возраст – 100 лет – он по-прежнему полон идей.
«Голографический кинематограф обладает так называемым третьим измерением, – рассказывает сотрудник Научно-исследовательского кинофотоинститута Виктор Комар. – То есть вы видите в объеме, вот как сейчас я вас вижу, изображение и, кроме того, вы можете показать потолок еще, и тоже без очков».
Одно смущает. Непростительно огромная пропасть между научным открытием и реализацией инновационного проекта. В результате – отечественные разработки гораздо чаще материализуются заграницей. Но ученые остаются оптимистами и надеются, что кино голографическое удастся довести от научной идеи до реализованного проекта в России.
Новости культуры