«Открытый дом» - масштабная ретроспектива работ Андрея Ройтера
Пятая Московская биеннале современного искусства время от времени представляет своих специальных гостей. На этот раз - Андрея Ройтера. Искусством он занялся ещё в «Детском саду». Открытую художественную студию с таким названием он, вместе с художниками Николаем Филатовым и Германом Виноградовым, организовал будучи на тот момент сторожем бывшего детсада. В годы перестройки Ройтер уехал из страны и сделал успешную карьеру. Он много путешествует, впечатления воплощает. Его выставки проходят по всему миру. Больше 70 работ Андрея Ройтера представлены в Московском музее современного искусства. Рассказывают «Новости культуры».
Не концептуалист и не экспрессионист, он - «художник-турист». По крайней мере, сам себя Андрей Ройтер так определяет. У него стабильно «чемоданное» настроение - почти все произведения у него на тему путешествий, не только из одной страны в другую, а в целом - по жизни и по лабиринтам памяти. Это своего рода путевые заметки художника, 20 лет назад покинувшего родную страну.
«Я не собирался уезжать и эмигрировать, я даже не был готов, что буду жить как профессиональный художник. Это жизнь за меня решила, но, тем не менее, я должен решать, как жить, что делать. Я не ощущаю себя эмигрантом, я не стану голландцем. Моя профессия - быть Андреем Ройтером», - говорит художник.
На выставке в основном работы, привезенные художником из его студии в Амстердаме. Московская экспозиция позиционируется как ретроспективная, но сам художник с этим не совсем согласен. Хронология в его творчестве – не важна, экспонаты разных лет перемешаны. Творчество Ройтера не делят на периоды - он художник постоянных мотивов, коллекционер визуальных образов, ловец впечатлений - из дома выходит всегда с блокнотом и камерой.
«Идет по жизни, спотыкаясь от удивления от тех образов, которые он находит. Когда мы думаем о человеке-туристе, то представляем человека, собирающего важные туристические объекты. Его же не интересуют эти объекты, мы не увидим важных знаков Амстердама или Москвы, а, наоборот, - увидим такие вненациональные образы, которые соединяются, но где это сделано, трудно сказать», - объясняет куратор выставки Ирина Горлова.
Коды к своим зашифрованным произведениям Андрей Ройтер не открывает. Рядом с экспонатами нет табличек вроде: «это мое воспоминание о чудной прогулке по центральному парку в Амстердаме». Впечатления он не трансформирует в слова, не сочиняет концепций. Его арт-объекты – это концентрированные эмоции, сгустки памяти. Андрей Ройтер – гражданин мира, и хотя он настаивает на том, что его произведения - вненациональны, в них все же читается взгляд художника, родившегося в СССР.
Новости культуры