В репертуаре Театра кукол имени Образцова появился взрослый спектакль
Совсем не детской премьерой завершают уходящий год в Театре кукол имени Сергея Образцова. Главный режиссер, обладатель трех «Золотых масок» - Борис Константинов - поставил спектакль-репетицию «Безумный день или женитьба Фигаро». В театре утверждают, что это первая кукольная версия комедии Бомарше для публики серьезной, с пьесой хорошо знакомой. Недаром на афише пометка «16 плюс».
Перед выходом на сцену разминаются актеры, куклы и даже цветы.
«Фигаро» Бориса Константинова – спектакль густонаселенный – около 40 кукол работы художника Виктора Антонова и более 20 артистов. Чтобы публика не заскучала, наблюдая за тростевыми куклами в коллизиях французского классика, режиссер обратился к доброму старому приему: на пике эмоций кукла передает слово живому актеру.
«Позволяет более остро сделать какую-то эмоцию, или смысл какой-то выделить. Например, в какой-то сцене, где нужно более тонко сыграть и более нежно, то кукла может это сделать более осторожно, более нежно», - рассказывает актриса Елена Ковальчук.
Пьесу Бомарше к постановке предложил когда-то художественный руководитель театра Андрей Денников, ушедший из жизни в этом году. Принявший эстафету Борис Константинов пьесой Бомарше увлечен очень, однако все сделал по-своему. И вот уже бродячие артисты-кукольники собрались в деревенском сарае репетировать модную комедию, чтобы потом сыграть ее в замке испанского гранда, который и заказал представление.
Актеры довольны – пока все еще несерьезно – можно похулиганить, поимпровизировать, поискать.
«С одной стороны, это сложно, а с другой, это жанр репетиции, который позволяет, может быть, даже ошибаться по-настоящему, и даже это хорошо , это вносит какие-то неожиданности, которые потом может во время спектакля приведут к чему-нибудь интересному, к какому-нибудь результату», - считает первый комический актер Александр Захарьев.
Режиссер же особенно сосредоточен на подтексте, на том, чтобы средствами и символами кукольного театра заполнить пространство между строк Бомарше. И вот, в отсутствие нужных актеров, парик судьи пристроен на местного осла. И сумасбродный граф трясет морковкой перед его носом всякий раз, когда рассчитывает на решение в свою пользу.
«Бомарше предложил нам наказать таких людей. И вот ловкими путями и ходами Фигаро и добивается этого наказания. И мы говорим в зал: "Ребята, вы власть имущие, но можете наступить на какие-нибудь грабли"», - объясняет режиссер Борис Константинов.
Зрителям предстоит фактически подглядывать за тем, что происходит на репетиции в сарае. А там художник дорисовывает декорации, актеры превращаются в кукол, куклы – в метафоры. Люди и куклы играют вечные истины, вместе проживают безумный день женитьбы Фигаро. Предновогодний Бомарше в Театре Образцова.