О любви и смерти рассказывают "Скульптуры, которых мы не видим"
В столичном "Манеже" открылась выставка "Скульптуры, которых мы не видим". Центральное место на ней отведено работам московских скульпторов Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта – участников художественного объединения, существовавшего с 1954 по 1968 год. Работая в области монументальной скульптуры - самой наглядной формы советской пропаганды, они параллельно занимались малой формой и мелкой пластикой. Тем, что позднее получило название "подвального нонконформизма". Но на выставке немало работ и других авторов.
Масштабная выставка занимает все три тысячи квадратных метров "Манежа". Параллельно с кураторами их осваивали архитекторы. В итоге скульптуры там не просто идеально вписаны в пространство. Порой это самое пространство очень интересно меняет впечатление от объекта.
Всю территорию светом, гипсовыми постаментами и арками поделили на зоны. Некоторые скульптуры поместили в отдельные павильоны.
"Есть павильоны, куда мы не пускаем зрителя. Мы даём ему возможность увидеть скульптуру плоскостно – только с некоторых ракурсных точек, для того чтобы эта скульптура стала новым произведением внутри формы, чтобы свет работал на плоскостную историю, как Вы можете заметить здесь", - комментирует главный архитектор выставки Петр Толпин.
Так, лишь через окошки зритель смотрит на скульптуру 1965 года "Хулахуп" Вадима Сидура – скульптура, которого часто обвиняли в излишнем трагизме. В этом убеждаешься, зайдя в первый сектор выставки. Он посвящен теме смерти.
"Будучи сам инвалидом Великой Отечественной войны, сквозь всё своё творчество очень тяжело переживал тему инвалидов войны, - рассказывает куратор выставки Вера Транхтенберг. - Скульптура "Раненый" представляет нам забинтованного человека с едва заметной щелью рта. Фактически это значит, что он не видит, не слышит и с трудом может говорить".
Бронзовых, алюминиевых и керамических мертвецов и страдальцев поместили в пространство цвета бетона.
Нагнетают обстановку красные лучи: они подсвечивают отрубленные головы. На тарелках не Иоанн Креститель, а куклы из папье-маше с глазами из бусин. Художница с псевдонимом Megasoma Mars так раскрывает тему мученичества.
Розовая подсветка во второй зоне выставки. Она о любви. Там много кормящих, лежащих, танцующих женщин в исполнении Николая Силиса.
"Силис очень много работает с темой романтики, с темой любви, - говорит Вера Транхтенберг. - И образ печального рыцаря Дон Кихота очень часто использует в своих работах".
По коридору с постепенно включающейся подсветкой зритель попадает в третью зону выставки. Она для вдумчивого созерцания. Её тема – рефлексия. В центре представлены две металлические триумфальные арки современного скульптора Хаима Сокола.
"В одной арке - ржавые конверты, другая – сама по себе как почтовый ящик, в который ничего нельзя отправить. То есть это нефункциональный, ставший сам по себе памятником почтовый ящик", - отмечает скульптор Хаим Сокол.
Современные скульпторы, чьих работ на выставке немало, являются наследниками советских нонконформистов, тех, которые начинали как монументалисты. Но постепенно от государственных заказов пришли к надломленных линиям, нечетким формам, кричащим и поющим скульптурам.