В залах Академии художеств представлены работы Юрия Чернова
Выбор дела всей жизни Юрий Чернов сделал рано. Будущий скульптор учился в художественной школе напротив Третьяковской галереи. Становление как художника, по его же словам, пришлось на пик романтизации труда в СССР. Потом и в его жизни, и жизни страны были дискуссии физиков и лириков. Героями Чернова стали геологи, врачи, шахтёры, актёры, писатели, музыканты. В 90-е он создаёт произведения станковой скульптуры. Ищет новых героев, и возвращается к старым. В одном из последних интервью с горечью скажет: "Сегодня скульпторы живут заказами на надгробия". Шесть лет назад мастер ушёл из жизни. К 80-летию со дня рождения Юрия Чернова открылась выставка в Российской академии художеств.
На эту выставку Юрия Чернова в Академии художеств собралась вся старая гвардия - скульпторы, знающие не только его творчество, но и жизнь, в которой муки и радости были на равных.
"Были вещи прорывные, которые во многом определяли вкусовую основу последующих поколений", - отмечает скульптор, народный художник России Георгий Франгулян.
О нем говорили: новатор, ушедший от пафоса официального искусства. Он делал скульптуры из бронзы и дерева. Современники и герои прошлых лет. Много путешественников, знаменитых на весь мир, - от американца Пола Шуркена и итальянца Карло Маури до Федора Конюхова, любителя экстремальных экспедиций. Там же Юрий Сенкевич. Ведущего "Клуба путешественников" знал тогда весь Советский Союз. Автопортрет скульптора не отличается от его моделей: такое же волевое лицо, открытый взгляд.
"Энергичный. Интеллигентный. Без внешних признаков артиста, небожителя. Большой, высокий, сосредоточенный. Можно было принять за инженера, за конструктора, за писателя", - комментирует искусствовед, художественный критик Андрей Золотов.
Памятники Юрия Чернова русским писателям разбросаны по разным странам и континентам. Чехов в родном Мелихове. Лев Толстой в Канаде, Индии, Японии. Казалось, время меньше всего волновало скульптора. Он с легкостью моделировал образ Александра Невского и при этом делал узнаваемое лицо Аркадия Райкина. Он первым начал использовать рабочую символику: в ход пошли кран, гвозди, молотки.
"Тема труда, в 70-е годы она была очень активна распространена. Юрий Львович создал очень много интересных композиций и на эту тему, которые стали явлением в советском искусстве", - комментирует скульптор Андрей Ковальчук.
Вдохновение Юрий Чернов искал и в своей семье. На выставке представлен портрет отца, скульптуры племянников и брата. И, конечно, он пропел гимн женской красоте, которую особенно ценил и боготворил.
Читайте также:
К 80-летию со дня рождения скульптора Юрия Чернова подготовили выставку