"Фотобиеннале - 2016" представляет проект "Генезис" Себастио Сальгадо
В столице продолжает работу Международный фестиваль «Фотобиеннале-2016». Всемирно известный фотограф Себастио Сальгадо представляет свой большой проект «Генезис», который экспонировался в 25 городах по всему миру и теперь демонстрируется в Москве.
Себастио Сальгадо путешествовал 8 лет в поисках уголков земли, неиспорченных цивилизацией. Его цель – показать, насколько эти места прекрасны. Мастер известен своими репортажными съемками и портретами мигрантов, но в проекте «Генезис» он идет дальше и напоминает о последствиях нашего вмешательства в природу.
«У меня нет никаких сомнений в том, что человек – действительно самое жестокое и самое агрессивное животное на планете. Для того чтобы построить такой город как Москва, людям приходится оставлять за собой целую пустыню. Для поддержания нашего существования мы уничтожаем ресурсы, природу. И это так называемая цивилизация», - говорит Себастио Сальгадо.
На представленных снимках цивилизация незаметна. Напоминает о ней разве что ключик на шее папуаса. Понятно, что это не его ключик, поскольку у его дома нет дверей, он высоко на дереве. Это в Папуа – Новая Гвинея. В африканском племени мурси Сальдаго нашел одну из самых завидных невест: чем больше диск в губе, тем больше за девушку выкуп.
В Сибири каноны красоты оказались совсем другими. На север Сибири Сальгадо поехал изучать жизнь и быт ненцев, которых в мире осталось всего 42 тысячи человек. Самой большой проблемой, с которой там столкнулся фотограф, был холод. На улице – минус 35, его спецодежда была рассчитана на минус 50. Местные жители дали шубу, сделанную из четырех слоев оленьей шерсти. И только тогда фотограф мог проводить на улице до 12 часов.
Еще больше фотографа поразили олени, способные найти еду там, где ее нет. Вообще, от оленей там зависит многое. Один раз в пять дней охотники убивают одного зверя – душат, чтоб сохранить необходимый белок. Пьют теплую кровь и съедают сырыми сердце, почки и печень. Фон для этих фотографий – серый.
«Красный для Африки, потому что вспоминается земля утром, серый – небо на севере, когда тяжелый свет. Нужно найти точно эти цвета», - говорит Кристофер Муравьев-Апостол, учредитель дома-музея Матвея Муравьева-Апостола.
Серый цвет Сибири светлее, чем серый Антарктиды. Это потому что у нас воздух более разрежен. Все снимки черно-белые, даже цветная Бразилия – родина фотографа. В этих фотографиях не цвет главное, а действие, взгляд, момент. Цвет додумывает зритель. В этот момент фотография для него становится зеркалом, так говорит фотограф.