Двух писателей потерял мир на прошедшей неделе
На этой неделе ушли из жизни два человека, которые сильно повлияли на этот мир. Нелл Харпер Ли и Умберто Эко. Умерли в один день. Ли – в своем родном городке Монровилл в штате Алабама утром во сне. Эко – в Милане вечером. Обоим шёл девятый десяток.
Нелл Харпер Ли, можно сказать, автор одной книги. После 1960 года, когда вышел в свет её роман «Убить пересмешника», она написала всего лишь несколько эссе. Только в прошлом году увидела свет вторая книга – «Пойди, поставь сторожа», написанная ДО «Пересмешника». Она сторонилась публичности, была молчалива, утверждала, что никогда не рассчитывала на успех, «надеялась на быструю и милосердную смерть в руках критиков», - это её слова о себе.
Умберто Эко и писателем стал нельзя сказать, что закономерно. Первый роман «Имя розы», который сделал его знаменитым, он напечатал в 48 лет, и говорил, что сочинять не собирался вовсе, что вполне ему хватало научной деятельности как филологу, медиевисту - специалисту по средним векам. Он был либералом, антиклерикалом, язвительным критиком средств массовой информации. У него даже заголовки поучительные – «Полный назад», «Сотвори себе врага». В интернете один из его поклонников написал: надо как-то теперь жить дальше уже без его присмотра.
Однажды американский издатель заявил Умберто: «Вы слишком сложны для нашей аудитории, вас никто не поймет и не купит». Эко согласился на маленький гонорар, только бы издать первый роман «Имя розы» в США. Вскоре он начал получать восторженные письма даже от ковбоев со Среднего Запада. «Просто люди любят покорять сложные тексты, как вершины неприступных гор», – говорил Умберто Эко.
«Умберто Эко – это действительно редкая для ХХ века личность, потому что это личность абсолютно многосторонняя и редкая в том смысле, что это человек, который в страшный ХХ век занимался поиском гармонии, того, что является основой человеческого существования, гармонии человека с миром», – прокомментировала главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.
Роман рождается из образа, считал Эко. Собрание книг в монастыре бенедиктинцев, где он когда-то побывал, стало прообразом таинственной библиотеки в «Имени розы». Прибор для экспериментальной демонстрации вращения Земли подтолкнул на написание «Маятника Фуко». А многолетние поиски способа определения географической долготы учеными XVII века легли в основу книги «Остров накануне».
«Вся его литература – это такая ученая литература, - отмечает литературный критик Галина Юзефович. - То есть, несмотря на то, что она увлекательна, это такой инфотейнмент, по большому счету. Там всегда очень много такого, что может пригодиться в разных областях и что действительно проводит "тюнинг" мозгов. Правильный гуманитарный "тюнинг" мозгов, который показывает, что даже скучная, унылая фактология может оказаться совершенно фантастической, захватывающей, если правильно выбрать ракурс».
Профессор Умберто Эко искал секреты внутри секретов. Его страстью были символы. Мир наполнен ими. Семиотика – наука, которой он посвятил себя всецело. Своим смелым подходом заслужил уважение ученых всего мира.
«Он дал оригинальную интерпретацию бартовского учения о мифологиях – то есть о том, как можно читать окружающую нас социальную действительность, видя в ней знаки на каждом шагу», – поясняет литературовед, переводчик Сергей Зенкин.
Великий интеллектуал XX века, он доказал, что сложное и глубокое тоже может стать популярным. Его романы – интеллектуальные игрушки, и даже эссе возглавляют списки европейских бестселлеров. Может потому, что он никогда не выставлял читателю никакого культурного или образовательного ценза? И всегда следовал правилу: книга не пишется с расчетом на аудиторию, ее запросы и вкусы. Книга сама создает себе читателя.
Читайте также:
"Игра в бисер" с Игорем Волгиным. Умберто Эко. "Имя розы" (смотреть видео)
Умберто Эко: "Книга сама создает себе читателя"
Директор Литмузея: романы Эко интересны и утонченным интеллектуалам, и обычным читателям