26 февраля 1919 года родилась советская балерина Алла Шелест
26 февраля 1919 года родилась знаменитая советская балерина Алла Шелест, которую называли самой романтичной танцовщицей русского балета середины прошлого века. Из статьи «Явление Шелест» театрального критика и балетоведа Вадима Гаевского: «В недрах движения – не витальная сила, но священный огонь, в текстах танца – невероятная интенсивность. Современный, весьма изощренный пластический слог, современная – одинокая – фея. Совсем не сильфида, центральный персонаж поэтического балета прошлых эпох, скорее избранница, с одной, но пламенной страстью в душе, до конца преданная своему выбору, своему божеству, своему искусству».
Алла Шелест училась в Ленинградском художественном училище у двух великих педагогов – Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой. Шелест показала себя не только прекрасной танцовщицей, но и актрисой, когда исполнила на школьном концерте танец Никии со змеей из балета «Баядерка». «Шелест была великолепной актрисой, на таком уровне этого в балете практически не бывает», – вспоминала Майя Плисецкая. Балерина так поразила молодого хореографа Леонида Лавровского, что тот сразу поручил выпускнице партию в своей постановке. Хореографическое училище Алла Шелест окончила в драматическом 1937 году, а в Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр) попала в сезон, когда публично снимали с должности художественного руководителя и «врага народа», ее педагога Ваганову. Шелест одной из немногих отказалась от массовой травли, и, несмотря на многочисленные разногласия с Вагановой, не предала своего учителя.
По словам очевидцев, неприметная в жизни, на сцене балерина заметно преображалась. Легендарной в исполнении Аллы Шелест стала партия Лауренсии из одноименного балета. Этот балет она танцевала с постановщиком спектакля Вахтангом Чабукиани, а позже с молодым Рудольфом Нуреевым. Талант Шелест оценила власть. Сам Сталин, увидев балерину на одном из Кремлевских концертов, признал: «Шелест – хорошо! Но мало!». Столь лестный отзыв Вождя мало что изменил в карьере Шелест, ведущих партий было мало, зависть прим не знала границ. Даже Жизель она станцевала через 20 лет работы в театре.
Ей восхищались многие, но мало кто по-настоящему понимал. Одним из них был хореограф Леонид Якобсон. Специально для Аллы Шелест он сочинил партию Эгины в балете «Спартак». Выдающаяся балерина драматического и трагедийного дарования Алла Шелест создала образ сильной, властной, коварной и обольстительной куртизанки. Ей же Якобсон посвятил другой шедевр – миниатюру «Вечный идол». О своем увольнении на пенсию Алла Шелест узнала, прочитав приказ на доске объявлений. Она перестала танцевать, но стала блестящим педагогом, работала в театрах России и за рубежом. Была педагогом в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой, балетмейстером-репетитором Мариинского театра и главным балетмейстером Куйбышевского театра, на сцене которого поставила балеты «Лебединое озеро», «Жизель». Она имела статус «приглашенного педагога», работала в Будапештском театре оперы и балета и в Италии.
В проекте «Большой балет» солисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев танцевали сцену Никии и Солора из балета «Баядерка», а Надежда Батоева из Мариинского театра – фрагмент из балета «Спартак» в хореографии Леонида Якобсона. 27 февраля в 20:30 состоится финал проекта «Большой балет», где будет названа пара-победитель.
INSTAGRAM (запрещена в РФ) ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"