Международный фестиваль "Гаврош" открыл спектакль "Алиса и другие чудеса"
Театр - для всех, и пусть никто не уйдет обиженным. В Москве открылся Международный фестиваль спектаклей для детей "Гаврош". Главная идея смотра - дать возможность маленьким зрителям увидеть самые лучшие постановки. Каждый фестиваль посвящен театру одной страны. В этом году "Гаврош" говорит по-французски.
Гаврик, он же Гаврош - теперь официальный талисман фестиваля. Подходящего друга искали долго, нашли в театральной семье - хозяин актер Сергей Попов, отец Гаврика, подрабатывает на сцене театра Моссовета. 11-й по счету "Гаврош" особенный - организаторы фестиваля вновь привезли в Россию театры из Франции, с них начинался смотр - в 2007-м.
"Мы когда делаем фестиваль "Гаврош", привозим все, что можно, и балет, и цирк, и спектакли для самых маленьких, и сложные драматические спектакли. Полный охват всех жанров", - рассказала арт-директор фестиваля Тереза Дурова.
Открыл фестиваль Парижский театр де ля Вилль - он славится оригинальными танцевальными постановками, и тем, что билеты туда нужно бронировать за несколько месяцев. Эммануэль Демарси Мота - директор и режиссер - впервые за последние 30 лет существования театра поставил спектакль "Алиса и другие чудеса" по мотивам сказки Льюиса Кэролла. Историю еще не вывозили за пределы Франции.
Режиссер на сцене обожает эксперименты. Один из них сразу бросается в глаза - Зазеркалье Алисы - это водная гладь.
"Вода везде. Это - основополагающий элемент, то, что является самым важным, что нужно защищать. И более того, прежде чем родиться, мы все живем в воде, в утробе наших матерей. Вода - это потрясающий игровой инструмент для актеров", - объяснил режиссер Эммануэль Демарси Мота.
Спектакль полон волшебства, персонажи взлетают в воздух, исчезают и появляются. Настоящая фантастика, к Чеширскому коту и Белому кролику присоединяются Красная шапочка, Пиноккио и Кукла Барби. Когда ваша героиня девочка, которая не следует правилам, возможно все, говорит режиссер.
Абсолютно новый язык повествования придумал Мигель Хигосос Ронда. В моноспектакле "Мёбиус" - артист гнется во все стороны - идет на поводу, или сам задает правила ярко-розовым мячам. В этом жонглировании нет места импровизации, каждое движение - результат двух лет репетиций.
"Мы изобрели все, от сюжета, до атмосферы. Это не Шекспир, которого можно просто сыграть.Тема моего спекаткля - жизнь человека, в сущности, неудачника. У которого в жизни не получается сделать то, что ему хочется. Но счастье не всегда в успешном финале, ты можешь почувствовать себя счастливым и во время пути", - отметил актер, сценарист Мигель Хигосос Ронда.
Спектакль для детей не обязательно должен заканчиваться хорошо, говорит ведущий французский драматург Филипп Дорен, который пишет пьесы для малышей и подростков. Автор должен утешить детей внутри истории, дать надежду, пока у маленького зрителя не появилось достаточного жизненного опыта. Пьеса Дорена "Они поженились и у них было много..." - об игре в "дочки-матери" , за которой рождается первое настоящее чувство.
"Я не даю детям уроков, не учу их, скорее, они меня учат. Когда я пишу, я исхожу из того, что они мне дают. Я беру простые сюжетные истории, в которых заключаетс вся сложность мира", - рассказал драматург Филипп Дорен.
На сценах "Гавроша" в этом году, как обычно, чудо столкнется с реальностью, надежда найдет на парадокс, на подмостках окажется даже спортивный велосипед и 30 минут будет держать внимание. Современный театр с маленьким зрителем говорит на равных - потому что, действительно, большой вопрос, кто для кого лучший учитель.