В Пушкинском музее начался монтаж выставки, посвящённой Джованни Пиранези
Не успела столичная публика оправиться от радостной новости о том, что в Москву привезли Рафаэля, как появился новый повод отложить все дела и пойти занимать очередь в Музей имени Пушкина. Совсем скоро здесь откроется выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII – XXI века». Экспозицию, посвящённую творчеству итальянского гравёра, зодчего, декоратора и коллекционера древностей, составляют более сотни офортов Пиранези, а также графические листы и гравюры его предшественников и последователей.
Пиранези – это лестницы, идущие в никуда, мосты, не имеющие опор, это дым, свет и мертвенный покой руин, это парадоксальные ракурсы и мрачные аллегории. Джованни Батиста Пиранези – большой культурный миф, длиной почти в три века. Пиранезиевские мотивы можно встретить повсеместно – от классических фильмов ужасов до новейших компьютерных игр. Именно таким – масштабным, всепоглощающим и всепроникающим – Пиранези предстает на этой выставке. Экспозицию открывают три графических листа – они выставляются публично впервые. На них – вечный город.
«Он делает такие гравюры, в которых образы Рима предстают в своем великолепии… Разрушенные дома кажутся прекрасными, дворцы возникают из небытия. Ту древность он преобразует в некую реальность», - отметила ведущий научный сотрудник отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки Марина Майская.
Главный архитектурный мечтатель научил европейское искусство видеть прекрасное в умирающих городах. В противовес мнению французских искусствоведов, отводивших Риму только роль «книги истории», города, заснувшего в объятиях прошлого, ведуты Пиранези рождали желание увидеть воочию этот город. Открытки «Виды Рима» расходились по всему миру. Еще один «хит» Пиранези – «Темницы».
На этих листах Пиранези создал абсолютно новую концепцию пространства – безмерного и безграничного. Его «Темницы» – это мощные каменные конструкции, в которых намеренно нарушена инженерная логика. Привыкшие к Пиранези как к автору классических и барочных ведут, современники сравнивали эти рисунки с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного… Поклонники этих сюрреалистических пространств появились лишь в ХХ веке.
Пиранези называют мастером «бумажной архитектуры». То есть проектов, которые так и не были воплощены в жизнь. По его чертежам было построено всего одно здание – церковь Санта Мария Авентина. Но это «искусство утопии» вдохновило многих современников и последователей Пиранези. Например, придворных зодчих Екатерины II – Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну. А также художников русского авангарда – Мельникова, Чернихова, Леонидова.
«Гравюра – легкая вещь, которая легко переносится. Его знали в России и в мире. Камин в Царском Селе – точная копия камина Пиранези», - подчеркнула куратор Федерика Росси (Италия).
В экспозиции – около 400 вещей из музеев Москвы, Петербурга, Венеции и Рима. По задумке кураторов, все они должны убедить зрителей, что Джованни Баттиста Пиранези – глубоко современный художник. И потому соседствуют с его работами проекты эпохи сталинского ампира и даже нашего, XXI века.