Проект Московского музея дизайна получил приз на I Лондонской биеннале дизайна
В Лондоне одновременно проходят несколько выставок, посвященных Советскому Союзу. Например, в галерее GRAD – выставка под названием «Советская суперженщина: работать, строить и не ныть», которая рассказывает о переосмыслении роли женщины в советской пропаганде, от революции и до развала СССР. Кристофер Тернер, руководитель Первой Лондонской биеннале дизайна, объясняет повышенный интерес ко всему советскому тем, что людям в принципе нравятся сильные цвета и выразительные позы.
На событиях Первой Лондонской биеннале дизайна, кстати, остановимся подробнее, по той простой и радостной причине, что один из трёх призов Биеннале (а участвует в ней, заметим, почти четыре десятка стран), получила Россия, за проект Московского музея дизайна. И как раз сегодня, 17 сентября, в эти часы, на Биеннале проходит день России.
Общая тема биеннале сформулирована двумя словами – «Дизайн утопии», этим названием установлена связь с пятисотлетием со времени выхода в свет книги Томаса Мора «Утопия». И выступлением самым созвучным этой теме оказался российский проект «Открывая утопию. Забытые архивы советского дизайна». Экспозиция представляет собой инсталляцию: это лайтбоксы с изображениями реализованных и нереализованных проектов ВНИИТЭ, Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, и лучшие разработки предприятий Госкорпорации «Ростех». Демонстрируется кинохроника того, что происходило на советских предприятиях и в конструкторских бюро, как люди делали модели швейных машинок из пластилина, чертили грузовики «БелАЗ».
Международных экспертов, которые оценивали проекты участников, удивило не только качество образцов промышленного дизайна, которые создавались в Советском Союзе – их поразил масштаб потерь, близкий к нулю процент реализации новаторских идей. Хотя не такими уж утопическими они были, но утопией оборачивались. Об этом, и не только об этом, рассказала директор Московского музея дизайна, призёра Биеннале, Александра Санькова. Смотрите в видеосюжете.