В Русском музее открылась выставка "Василий Кандинский и Россия"
Василия Кандинского немцы считают своим, и французы, и мы, конечно, тоже. К 150-летию со дня его рождения в Петербурге, в Государственном Русском музее открылась выставка, посвященная художнику – «Василий Кандинский и Россия». Название правомерно. Родился здесь, в Москве, как художник утвердился в Германии, там и создал первую в истории абстрактную картину, последние годы жил во Франции и умер там. Экспозиция проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Так вот, был в жизни Кандинского удивительный период – это годы с 1914-го по 1921-й, когда он жил в России, когда после революции хотел устроить свою революцию в отечественном искусстве. Но организаторы выставки расширили экспозицию за пределы этого семилетия. Потому что желали разглядеть национальные истоки в тех произведениях, которые Кандинский создавал вдали от родины.
В пяти залах корпуса Бенуа - столпотворение. Все хотят видеть Кандинского неизвестного, фигуративного. Период для исследования взят в четверть века - от начала творчества в 1896-м, когда 30-летний преуспевающий юрист отказался от доходного места и начал всерьез заниматься живописью, до отъезда из России в 1921 году.
«Здесь представлена именно русская часть его наследия, причем, оно представлено во всех видах, в котрых он работал. Это не только живопись, акварель, гравюра, которую он с удовольствием резал, это и декоративно-прикладное искусство», - отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Владимир Круглов.
Прялки, красочные лубки, северные иконы – то, что увидел Кандинский еще в молодости, когда оказался с этнографической экспедицией в Вологодской губернии. Исследователи считают, что именно после этой поездки он понял, как цвет и ритм влияют на художественный образ. А кураторы выставки доказывают, что истоки абстракций Кандинского - тоже на севере России.
«Чем Кандинский и велик, потому что он мог трансформировать народное творчество через себя. И то, что он получил на севере России, этот заряд чистоты в цвете, он практически не поменялся», - говорит художник Йозеф Киблицкий.
Отдельная часть выставки – работы современников Кандинского – Николая Рериха, Давида Бурлюка, Марианны Веревкиной, Алексея Явленского. Под влиянием неоромантиков, экспрессионистов Кандинский все дальше отходил от фигуративной живописи и пришел абстракционизму. Первым. Свои картины он сочинял, как музыку, называл их «Композициями», «Импрессиями» и «Импровизациями». Предвидел и шифровал в них события своей жизни и всего человечества, как в самых знаменитых – «Композиции VI» и «Композиции VII» – из Эрмитажа и Третьяковской галереи на сюжет Всемирного потопа и Страшного суда.
Читайте также:
В Русском музее представляют реалистические работы Василия Кандинского
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ