В Москве впервые выставлены работы династии Кранахов
В Москве, в Пушкинском музее, при поддержке банка ВТБ открывается уникальная выставка – на ней впервые можно будет увидеть работы династии Кранахов.
В России никогда не было выставки ни одного из Кранахов – а это большая династия. Впервые в нашей стране выставка – Лукас Кранах Старший плюс Лукас Каранах Младший. Живопись и графика из собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, частных коллекций и европейских партнеров: Музея Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта. И отец, и сын обладали индивидуальным стилем и оставили очень многогранное наследие. В этой экспозиции старались отразить разные аспекты творчества и показать главные шедевры. Все картины из зарубежных коллекции в нашей стране видят впервые.
«Они определяют очень длинный, очень важный период в истории немецкого искусства и всего европейского. Это северный Ренессанс и постепенный переход к стилю маньеризм, и хронологически деятельность отца и сына охватывает более полувека в пределах XVI столетия», – пояснил куратор выставки Вадим Садков.
Лукас Кранах Старший – основатель успешной прибыльной мастерской, в которой работал и его сын. И фирменный знак на картине – знак качества. Он не означает, что именно этой картины касалась рука самого великого мастера. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Фонд замка Фриденштайна в Готе – особый партнер выставки. Картины из этого собрания и фондов Пушкинского музея уже встречались.
«Из этого пространства в 1946 году к нам попали как следы войны 40 вещей, которые хранятся в музее, в том числе, и вещи Кранаха, привезенные из Готы. Шесть Кранахов воссоединились с теми вещами, которые находятся у нас. Это особая история», – рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Лукас Кранах Старший для немецкого искусства – крупнейшая фигура после Дюрера. Реформатор живописи, личный друг Мартина Лютера.
«Он работал с образами, с композицией, с красками, чтобы донести новые идеи. Это сопоставимо с тем, какое влияние сегодня имеет Интернет», – отметил директор музея «Замок Фриденштайн в Готе» Мартин Эберле.
«Бойся купидонова сладострастия, иначе тобой завладеет Венера» – предостерегает надпись на латыни. Знаменитая Венера. Прекрасная, совершенная. Но изображая языческий образ Лукас Кранах Старший остается верным христианином, борцом за реформацию церкви, активистом в пропаганде идей Лютера. Искусство должно было служить делу.
Гроздь винограда – знак человеческой природы Христа. Водопад – символ очищения. Скала – образ твердыни церкви. Этот аллегорический язык был понятен современникам художника полтысячи лет назад. В XXI веке зрители считывают какое-то иное послание. Которое в словах невыразимо.
Читайте также:
Сегодня открывается выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом"