В Александринке состоялась премьера оперы "Кармен"
3 марта исполнился 141 год со дня премьеры оперы Бизе «Кармен». Интересно, что она провалилась, а парижская публика назвала оперу вульгарной и непристойной. Ну, а потом Пётр Ильич Чайковский предрёк опере «Кармен» мировую славу. И не ошибся – творение Жоржа Бизе не сходит со сцен ведущих театров по всему миру. Свою трактовку истории трагической любви представили и в Александринском театре. Организатор международной постановки - Фонд культурных и образовательных программ «Открытое море».
Перед «Кармен» в Петербурге всегда открыты двери всех театров. Эта новаторская постановка досталась знаменитому академическому Александринскому. Но это как раз тот случай, когда опере могло бы быть комфортно и без великолепного зала, декораций и костюмов. Величайшие голоса мира. Собрать этих артистов в одном спектакле - невозможно. Но создателям постановки это удалось.
«В последний момент съезжаются, и, конечно, в эти минуты, даже не часы, нужно успеть договориться, что-то отрепетировать. Это всегда – риск большой», - говорит режиссер, народный артист России Юрий Лаптев.
Каждый голос - бриллиант, а ожерелье получилось интернациональным. Литовка Юстина Грингите, осетинка Вероника Джиоева и украинец Дмитро Попов, которого на питерской премьере подменяет Андреа Каре.
Итальянец Андреа Каре когда-то исполнял кантри с оперным голосом. Он стал последним учеником великого Паваротти. И уроки, которые давал маэстро, абсолютно бесценны.
«Это старая школа, но актер должен уметь играть на сцене, даже не двигаясь, не скача по потолку. Это большое мастерство играть лицом, глазами и сердцем», - убежден тенор, исполнитель партии Хозе Андреа Каре.
Молодожены работают на сцене Александринки. Их семье - 6 дней. Поженились прямо перед премьерой, и, пожалуй, единственная возможность во время медового месяца быть вместе - выступать в одном спектакле. Михаил Симонян - дирижер и президент фонда «Открытое море», Юстина Грингите - меццо-сопрано, которое называют нокаутирующим. Такой сильной русскоязычной Кармен не было давно. «Она живая, - убеждена Юстина Грингите. - Она не из книжки, живо реагирует, и все страсти тоже живые».
Репетиция за репетицией, оркестровая, хоровая, мизансценная. Режиссер и знаменитый баритон Юрий Лаптев - сам, как целый детский хор, натаскивает подопечных.
На последней репетиции артисты поют даже не вполголоса, а в четверть, берегут голоса. Такая необычная расстановка - оркестр филармонии - прямо на сцене. И видеоинсталяции для усиления эффекта.
Впервые в истории - вообще очень подходящий эпитет для этого спектакля. Вот и такое решение - огромные экраны из тысячи натянутых нитей, на которые проецируется изображение в духе театра теней. Всего сотня сюжетов, которые пронизывают весь зал атмосферой того времени.
Зал переполнен, на сцене - испанские страсти. Самое популярное оперное произведение, нетрадиционно поставленное, ломающее стереотипы. И даже несмотря на то, что литовская дива - голубоглазая блондинка, ее темперамент вовсе не прибалтийский. И эту Кармен невозможно забыть.