В Центральном Манеже открылась ретроспективная выставка Василия Нестеренко
В Центральном Манеже открылась ретроспективная выставка народного художника России Василия Нестеренко. В этом году он отмечает двойной юбилей – собственное 50-летие и 35-летие творческой деятельности. В экспозиции – картины на исторические и религиозные темы, портреты, пейзажи, натюрморты, а также репродукции фрагментов храмовых росписей. Рассказывает Маргарита Масленникова.
В Манеже не припомнят экспозиции подобного масштаба, чтобы творчество одного художника демонстрировали на двух этажах одного из самых больших выставочных залов страны. Теме «Наша слава – Русская Держава!» посвящены более тысячи работ, написанных за 35 лет.
Василий Нестеренко в основном работает без ассистентов. Когда художнику было 33, он расписывал храм Христа Спасителя. В одиночку воссоздал 4 колоссальных панно. Еще одна грандиозная работа - роспись храма Целителя Пантелеимона на Афоне.
«С раннего утра и до вечера, пока можно было видеть, в более чем спартанских условиях, в неотапливаемом громаднейшем соборе, в холоде, помноженном на сырость, всю осень зиму и весну по 13 часов», - подчеркнул служитель храма Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на Афоне отец Илья.
Больше всего Нестеренко известен своими историческими работами. Изучая тысячи материалов, документов, книг, художник воссоздает образы царей и императоров, ключевые события истории: «Избавление от Смуты», «Триумф российского флота», «Великая Отечественная война», «Первая мировая». Картина «Отстоим Севастополь» о Крымской войне, написанная в 2005-м, стала символом героизма русского народа.
Рядом с историческими картинами – исторические натюрморты. Они продолжают сюжеты больших полотен, которые располагаются рядом. Это особое достояние творчества Василия Нестеренко. Художник, по сути, придумал новую разновидность этого жанра - исторического натюрморта. На его картинах, помимо предметного плана, уделяется особое внимание элементам интерьера, пейзажу, фигурам людей.
Творчество Нестеренко многогранно, ему подвластны любые жанры. И до конца потенциал художника, как говорят его коллеги, еще не реализован. Ему еще многое предстоит написать.