17 февраля 2017, 18:52 17 февраля 2017, 19:52 17 февраля 2017, 20:52 17 февраля 2017, 21:52 17 февраля 2017, 22:52 17 февраля 2017, 23:52 18 февраля 2017, 00:52 18 февраля 2017, 01:52 18 февраля 2017, 02:52 18 февраля 2017, 03:52 18 февраля 2017, 04:52

Астрономы МГУ создали каталог восьмисот тысяч галактик

• Астрономы МГУ создали каталог восьмисот тысяч галактик
  • Картинка
    Астрономы МГУ создали каталог восьмисот тысяч галактик
  • Астрономы МГУ создали каталог восьмисот тысяч галактик

Наверняка многие из вас не раз видели россыпь пульсирующих звезд в ночном небе. Если раньше астрономы, чтобы разглядеть звездное небо, пользовались телескопами, то теперь детально рассмотреть Вселенную можно не выходя из дома – просто включив компьютер. Такую возможность подарили ученые из МГУ. В сотрудничестве с французскими коллегами они создали электронный атлас, куда вошли 800 тысяч галактик. Однако астрономы планируют расширить выборку и добавить в скором будущем данные о 300-400 тысячах звездных систем.

"Тише! Идет запись умных мыслей", – гласит надпись на доске. Вот так же когда-то, сидя в этом кабинете на мозговом штурме, группа молодых астрономов МГУ решила создать ресурс, который позволит "пробить по базе" любую галактику.

"О каталоге можно думать как о большой электронной библиотеке, об электронном атласе. На диаграмме вы видите миллион галактик. По сути это трехмерная структура нашей Вселенной. Она не однородная. Если нажимаем на точку на графике, можно рассматривать изображение галактики", – рассказал научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова Иван Золотухин.

И не только рассматривать, но и узнать параметры: звездный состав, яркость в диапазонах волн от ультрафиолетового до инфракрасного, химический состав каждой звезды. Конечно, в научном обиходе астрофизиков есть много каталогов Вселенной. Но с подобным масштабным анализом – нет. Сегодня это крупнейший электронный атлас галактик.

"Каталог важен и уникален тем, что мы предоставляем однородные данные, которые собраны из различных источников. Мы представляем данные в однородном виде, который удобно использовать. Астрономам не нужно делать большую цепочку процедур, чтобы начать пользоваться, изучать галактики", – отметил старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М. В. Ломоносова Иван Катков.

Сегодня в каталоге – 800 тысяч галактик. Все это находится в открытом доступе. Ресурсом уже активно пользуются во всем мире. Именно благодаря нему российские ученые обнаружили двести "убегающих" галактик. Это объекты, "выброшенные" из своего дома за счет гравитационных возмущений. Еще одна из находок астрономов – "красные самородки", необычные космические образования, способные изменить теорию галактической эволюции.

"Из-за того, что все галактики немножко разные, если вы будете использовать индивидуальные объекты, то вы не сможете сделать никаких выводов. Но, когда у вас их несколько сот тысяч, и они находятся на разных расстояниях от Земли – то есть на разных стадиях эволюции Вселенной – то можно с помощью сложных математических методов уловить некие тренды того, как Вселенная эволюционирует, и как галактики меняются в процессе эволюции", – добавил ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Чилингарян.

В скором будущем планируется запуск российско-немецкого супер-телескопа "Спектр-Рентген-Гамма". Его главная миссия – обнаружить все скопления галактик и все сверхмассивные черные дыры во Вселенной. А значит, электронный атлас пополнится новыми объектами, за которыми сможет наблюдать любой желающий – и делать свои открытия.

Новости культуры