"Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами". Гран-при I Международного фестиваля православного кино
18 октября в 18:20 в эфире телеканала «Россия К» – художественный фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», получивший Гран-при на I Международном фестивале православного кино «Сильные духом». Автор и режиссер – Александр Столяров. В главной роли – Сергей Соколов.
С 29 августа по 1 сентября в сербском городе Крушевац проходил I Международный фестиваль православного кино «Сильные духом». Организаторами выступили Крушевацкая епархия Сербской Православной Церкви, город Крушевац и московская компания «Вифсаида». В программе – игровые, документальные и анимационные ленты из Белоруссии, Казахстана, Польши, России, Сербии, Узбекистана, Украины, Черногории и Эстонии. В жюри номинации «Игровые фильмы» вошли: драматург Зоран Костич (Сербия); кинорежиссер, продюсер, президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергей Зайцев (Россия); протоиерей-ставрофор, секретарь епархии Крушевацкой Сербской Православной Церкви Драги Вешковац (Сербия). Документальные фильмы оценивали: заместитель главного редактора журнала «Православное обозрение» Анна Радзюкевич (Польша); художник Эккахарт Бушон (Германия); журналист, редактор РТК, автор ТВ-передачи «Светосавский сад» Лиляна Пантелич (Сербия). В рамках фестиваля с учетом специальных показов и внеконкурсных программ было продемонстрировано 18 работ, в конкурсную программу вошли 9 документальных и 3 игровых фильма. Все работы оценивались по четырем номинациям: «Лучший художественный фильм», «Лучший документальный фильм», Приз зрительских симпатий и Гран-при.
«Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» режиссера-документалиста Александра Столярова был удостоен Приза зрительских симпатий и Гран-при. Этот фильм уже не первый раз принимает участие в кинофестивалях и не первый раз побеждает. В его копилке есть такие награды, как Специальный приз жюри Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» и Приз зрительских симпатий Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел». В основу киноленты легли притчи, рассказанные монахом Паисием и записанные другим монахом – Христодулом Агиоритом, различные житейские истории. У главного героя есть реальный прототип – греческий монах Паисий Святогорец (1924-1994), один из самых уважаемых греческих старцев, живший на Афоне и ныне канонизированный. Лента является своеобразной реконструкцией событий, связанных с жизнью монаха. Это фильм-поиск, некое размышление, которое доносит до зрителя историю афонского старца Паисия и молодого послушника, снимающего о нем кино; рассказывает об истинной силе духа героя, с которого можно и нужно брать пример. Главным героем можно считать также и послушника; в таком случае старец Паисий – это особый мир, в котором начинает жить молодой послушник и к которому он только прикасается.
Несмотря на то, что фильм принимал участие в кинофестивале в номинации «Игровое кино», его трудно отнести к какому-либо одному жанру: это и художественное повествование, и житие, а сам режиссер считает, что ему в целом удалось не выйти за рамки документального кино. «Просто вместо документальных персонажей в фильме появились актеры», – поясняет Александр Столяров. Режиссер определил жанр своего фильма как православная комедия, а эпизод «Политый поливальщик» – аллюзию на первый короткометражный комедийный фильм братьев Люмьер 1895 года – он назвал камертоном этой комедии. «Мой фильм открывает совсем другую сторону церковной жизни. В своей работе я хотел показать, что и монахи, и старцы, и святые люди бывают разными, и ничто человеческое им не чуждо, в том числе и юмор», – говорит Столяров.
Фильм изобилует разнообразными кинематографическими приемами: здесь есть и ретроспекция, и закадровый голос героя, и голос автора, и ускоренная съемка, и фильм в фильме, стилизованный под немое кино, и фильм о фильме. «Мой фильм очень эклектичен. Первый эпизод – фрагмент из киноленты братьев Люмьер «Политый поливальщик»; второй – немой фильм, который снимает послушник; третий – тот же снимаемый послушником фильм, но уже со звуком; четвертый – со звуком и с цветом. И в результате мы понимаем, что весь фильм снят самим послушником. Ведь это типичная ситуация: когда молодые послушники приходят в монастырь, они берут камеру – этому есть множество примеров. Поэтому я и смотрел на послушника как на кинематографиста, а он позволял мне допускать все те промахи, которые, возможно, я допустил и которые не скрываю». В одном из заключительных титров авторы попытались передать всю суть фильма в одной фразе, которую и можно считать неким вступительным словом перед просмотром: «Не в силах приблизиться к старцу Паисию по немощи своей, мы приблизили его к себе, о чем просим у Вас, зритель, прощения».
Пресс-служба телеканала «Россия К»