Театральная Москва минувших лет оживает в фотографиях Михаила Гутермана
Фотографа Михаила Гутермана без преувеличения можно назвать легендой. В его архиве – тысячи бесценных кадров. О театральной жизни Москвы он знает всё, и славится умением поймать момент, превращающий рядовой снимок в произведение искусства. Первая выставка Гутермана называлась «Шаги за сценой». Тогда он и сам делал лишь первые, робкие шаги в профессии, которую выбрал внезапно и навсегда. Экспозиция, открывшаяся в Театральной галерее на Малой Ордынке, носит громкое, но соответствующее статусу мастера название, – «Театр Михаила Гутермана».
Более сорока лет Михаил Гутерман посещает прогоны, премьеры, фестивали, пресс-показы и церемонии награждения… Он признается: в семидесятых «подсел» на фотографию, как на наркотик. И поменял профессию инженера на работу театрального фотографа.
«Я снял совершенно тривиальнейший кадр - береза в воде отражается, сейчас бы не стал даже на кнопочку нажимать, но когда в ванночке появилась эта карточка, меня это потрясло, и вот так я начал потихоньку снимать. А потом позже совершенно случайно поднял человека зимой, который передо мной упал, и он меня привел в Театр на Малой Бронной», - вспоминает фотограф Михаил Гутерман.
Из тысяч снимков для нынешней выставки Гутерман отобрал 130. На них, как на ладони - история театра. В экспозиции - три части. Первый – чёрно-белый раздел, состоит из 40 портретов актёров и режиссёров прошлого. В объективе фотографа – Анатолий Эфрос, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Любимов.
«Случайно оказался в Театре на Таганке, куда приехал Солженицын, там шел спектакль «Шарашка» по его пьесе. И застал в ложе Любимова. Нажал на кнопку, несколько вариантов сделал. В одном - Любимов подходит к Солженицыну, они о чем-то говорят, но здесь мне показалось, что при статичности есть некоторая внутренняя динамика в этом кадре», - рассказывает Михаил Гутерман.
В двух других разделах выставки – цветные снимки. Здесь -портреты современных театральных звезд, а также сцены из спектаклей и фотографии репетиций. Любимый снимок Михаила Гутермана со спектакля Коршуноваса «Ромео и Джульетта» соседствует с «Евгением Онегином» Туминаса и «Горем от ума» в постановке Яцко.
«Михаилу Гутерману удается поймать то мгновение в спектакле, которое раскрывает задачи спектакля, может быть, наиболее точно, чем мы в зрительном зале видим. Очень неслучайные детали, которые выстроены в процессе репетиций и подготовки спектакля, он может показать, очень важный театральный момент как конфликт или диалог», - объясняет заместитель директора Театрального музея имени Бахрушина по научно-просветительской деятельности Александр Рубцов.
Михаил Гутерман уверен: самое главное — оказаться с фотоаппаратом в нужное время и в нужном месте. Он говорит, что счастлив от того, что делает, от каждой вспышки фотокамеры.