Концертный зал имени Чайковского отмечает юбилей
Это место дорого сердцу каждого москвича, независимо от его пристрастий – хотя бы потому, что без него уже невозможно представить себе географию и биографию столицы. А душе подлинного меломана Концертный зал имени Чайковского дороже в десятки раз. Знаменитая филармоническая сцена отмечает 75-летие. Сценарий торжества сочинили «свои»: Владимир Спиваков и Денис Мацуев. Они же будут командовать музыкальным парадом, среди участников которого лауреаты XV конкурса имени П.И. Чайковского – пианист Дмитрий Маслеев, скрипачи Клара-Джуми Кан и Павел Милюков. Концертный зал Чайковского всегда был открыт новому, но принимал только лучшее.
Москва, Триумфальная площадь – там расположено здание, хорошо знакомое музыкантам и столичной публике – один из лучших филармонических концертных залов – имени Чайковского. За 75 лет эта сцена стала центром притяжения музыкантов высочайшего класса.
«Наши великие исполнительские традиции живы, они продолжаются, они живут в этом зале. Сцена для музыканта – это место открытий, место его жизни, его реализации, место его творчества», - говорит генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов.
Зал открыли в 1940-м – в год 100-летия со дня рождения Чайковского. Уже в первый предвоенный сезон там выступали выдающиеся музыканты – Ойстрах, Гилельс, молодой Рихтер, Мравинский. На афишах появились имена Оборина, Флиера.
На этой сцене зала пели Обухова, Лемешев, Козловский. Зал Чайковского на протяжении многих лет является домом для Ансамбля народного танца Игоря Моисеева.
Новое время – новые имена. Эстафету мастерства принимают музыканты других поколений. На сцене зала Чайковского – звезды мировой величины: Зубин Мета (запрещена в РФ), Фредерик Кемпф, Кшиштоф Пендерецкий, Валерий Гергиев, Денис Мацуев.
Опера, балет, симфоническая, вокальная, хоровая музыка, народный танец, джаз, художественное слово. Пожалуй, нет такого жанра, которому не нашлось бы места на этой сцене.
«Это такой зал гораздо более открытый, он действительно филармония – это же не только классическая музыка, это весь развлекательный жанр, так или иначе, все здесь происходит, поэтому этот зал особый в Москве абсолютно», - убежден пианист Борис Березовский.
Фойе хранит атмосферу прошлых лет. Те же люстры, элементы декора и диваны, на которых в антрактах отдыхала публика. Акустика зала – уникальна. Этому помогают звукоотражающие щиты. В 1940 году, при открытии, установили орган, до этого более ста лет находившийся в Соборе Петра и Павла в Петербурге, позже появился «Ригер-Клосс», он и по сей день венчает сцену. Около 8000 труб – примерно на тысячу больше, чем у органа Домского собора в Риге.
В зале имени Чайковского выступают не только московские коллективы, но и региональные. Это важная сторона просветительской деятельности столичной филармонии. Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии в этом зале – уже второй раз.
«Зал Чайковского – один из ведущих залов в мире и эта сцена дорогого стоит, выступать на ней большая ответственность», - отмечает главный дирижер Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии Рашит Нигаматуллин.
Летопись Концертного зала имени Чайковского продолжается. Его афиша – насыщенная, яркая, разнообразная, а сама легендарная сцена уже давно стала частью мирового музыкального пространства.