Завтра состоится премьера пластического спектакля "Жанна д’Арк" в Театре имени Пушкина
В Московском драматическом театре имени Пушкина – премьера. Пластический спектакль о Жанне д’Арк поставил режиссер-хореограф Сергей Землянский. За основу он взял пьесу Шоу, посвященную национальной героине Франции, а также документальные свидетельства о людях, сыгравших трагическую роль в ее короткой, но яркой судьбе. Текста в спектакле нет, его заменяет язык жестов и пластики тела.
Историю Жанны д’Арк режиссеры рассказывали сотни раз. О ней пишут, снимают кино, и продолжают ставить спектакли. Казалось бы, ее сложный образ всем хорошо знаком, однако он до сих пор остается магически таинственным и привлекательным. С момента ее казни прошло почти 600 лет, и все это время она продолжала жить в искусстве. Сегодня – без слов.
Из звуков только музыка и песнопения на латыни. Все эмоции выражаются жестами и пластикой. Сложный образ Орлеанской девы взят у Бернарда Шоу, в основе постановки его пьеса "Святая Иоанна", плюс исторические факты, и реальные характеры – палачей Жанны изучали отдельно.
"На мой взгляд, это самый сложный спектакль, который уже я сделал, и технически, и физически. Как для артистов, так и для служб театра. Это механизм, который должен работать как часы", – говорит режиссер Сергей Землянский.
Сложные футуристичные декорации, как и костюмы, к XV веку не отсылают. Зрителям предлагают самим выбрать эпоху. Землянский убежден, что история Жанны очень современна – поиском героя, лидера, веры, убежденности. Найти в себе этого героиню нашего времени и воплотить его на сцене пришлось актрисе Анастасии Паниной.
"Жанна – героическая женщина, сильная, смелая, наивная, трогательная. Честная, верящая, верующая. Она готова за идею и за эту самую веру положить себя, свое сердце, не жалея ни клеточки тела своего и души своей", – делится ощущениями Панина.
К новому амплуа актриса готовилась основательно: прочла несколько книг, пересмотрела много фильмов, даже хотела съездить в Руан, на место казни, однако не вышло – частые репетиции, стремительная подготовка к премьере. Но в своеобразное путешествие отправился композитор Павел Акимкин.
"Как обычно бывает – всегда хочется пустого пространства, когда ничего нет, только стул на сцене. Так же хотелось и в музыке. Увы, не получилось, материал обязывал к эпическим вещам. Но без железок на свалке все-таки не обошлось" , – рассказывает Акимкин.
Металлолом со свалки помог добиться жесткого звука, а многочасовые прогоны и повторы – спокойствия за собственную безопасность.
Землянский говорит символами – лестницы в каждой сцене то поднимают к небу, то опускают в ад. Жанна д’Арк в потоке яркой, струящейся алой ткани. Огонь затухает внезапно – освобождая Орлеанскую деву.