Представляем несколько фактов о творчестве Ильи Зданевича
Наши современники говорят об Илье Зданевиче как о человеке, который в самом начале XX века предугадал появление компьютерного жаргона, и потому должен был заслужить внимание публики в начале века XXI. Отдадим ему должное прямо сейчас.
Футурист
«Долой праздную и глупую луну – мать меланхолии, властительницу символистов!... Новую красоту несем мы миру – красоту быстроты…» Восемнадцатилетний Илья Зданиевич приехал из Тифлиса в Петербург отъявленным футуристом. Он переписывался с итальянцем Маринетти и всюду пропагандировал новое искусство. Зданевич вошел в художественную группу Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой «Ослиный хвост», и участвовал в их акциях. В 1913 году на диспуте «Мишень» Илья Зданевич показывал на экране Венеру Милосскую и держал в руках поношенный башмак. «Вот перед вами Венера. Почему она красива? Потому, что этому нас научили. Красота башмака прекраснее, потому что она автономна и неосознанна», - утверждал он. Диспут закончился потасовкой.
Всёк
В это же время Зданевич разрабатывал теорию всёчества, - следующего после футуризма шага в искусстве. Всёчество должно было синтезировать абсолютно все стили и жанры. Себя же Зданевич стал называть просто: «всёк»! В очередном «да-манифесте» были такие строки:
– Вы, раскрашеннорожие мастера, - вы футуристы?
– Да, мы футуристы.
– Но вы – всёки, вы против футуризма?
– Да, мы против футуризма.
– Вы шарлатаны?
– Да, мы шарлатаны.
Поэт
«чизлом карыньку арык уряк. лапушом карыньку арык уряк…» Илья Зданевич, или как он стал называть себя в Париже Ильязд, написал множество стихов, несколько романов и пьес. Одна из вершин его литературного творчества - драматическая пенталогия «аслааблИчья. питЁрка дЕйстф». Языковая игра Ильязда, во-многом, основана на принципе фонетического звучания: как слышится, так и пишется: «остраф пасхи», «асёл напракат», «Янко круль албанскай». Такие же сознательные «ашипки» в написании делали пользователи сети в начале двухтысячных. Похоже, именно Зданевич был предтечей «языка падонкаф».
Художник
В Европе Ильязд больше всего известен как типограф и художник книги. Еще в его заумных сочинениях набор стал художественным приемом. Зданевич использовал самые разные шрифты, вставлял между словами скрипичные знаки, многоточия, ноты, перевернутые знаки вопроса. Это, конечно, еще более усложняло заумные вирши Ильязда, но возвращало печати выразительность почерка. Восхищенный Жан Кокто писал Зданевичу о пьесе «лидантЮ фАрам»: «Ваша книга - звездная!»
В 1940-м году Ильязд стал издавать мизерным тиражом так называемые «книги художника», рассчитанные исключительно на коллекционеров. Иллюстрации к книгам Зданевича создавали Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Хуан Миро. Шкловский говорил об Ильязде: «Это писатель для писателей». В своих последних книгах Зданевич стал «художником для художников».
Читайте также:
В Пушкинском музее демонстрируют работы Ильи Зданевича
На "Худсовете". Режис Гейро о выставке "Ильязд. XX век Ильи Зданевича"