В столице появился Музей радиотеатра
У Театрального музея имени Бахрушина появился ещё один филиал - Музей радиотеатра. Открытие приурочено к 90-летию российского радиотеатра, который возник в декабре 1925 года. В этот день в эфире радиостанции имени Коминтерна прозвучала первая советская радиопьеса «Вечер у Марии Волконской». Выставка в только что открывшемся музее носит название «Прекрасный, удивительный… голос человека».
Радиотеатр существует практически с того момента, как появилось радио. Официальной датой рождения художественного вещания считается 25 декабря 1925 года. В этот день состоялась премьера первой русской радиопьесы «Вечер у Марии Волконской». С этого момента и до наших дней радиотеатр остается любимым. Изображение может стариться и выглядеть архаично. Голоса не меняются.
В этом музее все звенит, шумит, грохочет. И даже фотографии, те, что на стенах, оживают, едва поднесешь к ним руку с мобильным устройством.
Все эти звуки и голоса – не просто фокусы радиотеатра, главные его элементы. Именно они заставляли миллионы людей слушать спектакли. А, главное, верить, что по ту сторону микрофона – не фикция, а подлинный театр. Леонид Хейфец на радио поставил 10 спектаклей. Стремясь к достоверности, заставлял актеров не просто читать, а разыгрывать каждую сцену.
«Если драка, значит драка, за воротник, слушатели видят очень многое, больше, чем показывают. Он слышит дыхание, поворот головы, он слышит грусть и счастье», - объясняет режиссер, народный артист России Леонид Хейфец.
«Театр у микрофона» полвека был неотъемлемой частью нашей культуры. Он развлекал и обучал, формировал литературные вкусы и гражданскую позицию. И сам приходил в каждый дом. Билет стоил 50 копеек для горожан и 40 – для колхозников: такова была абонентская плата за радиоточку. В среднем в год можно было услышать 200 постановок.
В радиотеатре играли Мейерхольд, Книппер-Чехова, Бабанова, Тарковский, Баталов. Помимо личных вещей артистов, в самом центре музея – звукозаписывающая и звукопроизводящая установка – то, без чего легендарные голоса для многих остались бы беззвучны.
«Если резали пленку, то бумагу этими ножницами уже не резали. Как зеницу ока берегли ножницы. Если намагничивались, то бросали на пол», - вспоминает заведующая Музеем-студией Радиотеатра (отдел Бахрушинского музея) Марина Багдасарян.
Этот Музей радиотеатра открылся в обычной квартире в центре Москвы – ее Бахрушинскому музею завещала писатель, драматург и режиссёр Зоя Чернышёва. Экспозиция будет регулярно меняться.